Динамично развивающиеся рынки, во главе которых стоят страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) уверенно лидируют на гонках мировых бирж. В октябре прошлого года они были на минимальных отметках (и не продолжали падать до марта, как западные биржи), а с тех пор индекс MSCI (Morgan Stanley Capital International) по развивающимся рынкам вырос на 116%, а индекс MSCI по странам БРИК показал поистине впечатляющий результат в 150% (и это не принимая во внимание колебания курсов валют). Для сравнения скажем, что Standard & Poor’s вырос «всего» на 65% относительно минимальной отметки.
Вопрос заключается в том, сколько это может продлиться. То есть, похоже, что нужно произвести серьёзную корректировку, полагает Ховард Голд (Howard Gold), комментатор MarketWatch.
Он предупреждает инвесторов, занимающих твёрдые позиции на этом рынке, что они могут прогореть.
По его мнению, суть происходящего сводится к тому, что страны БРИК, характеризующиеся большим положительным сальдо внешнеторгового баланса, развиваются уверенными темпами, в то время как промышленно развитые страны пожинают плоды спада производства и экономического кризиса.
Итак, для инвесторов динамично развивающиеся рынки с элементом диверсификации своих портфелей стали средством усиления движения капиталов на рынках передовых стран. Как сообщает банковская группа ING, у динамично развивающихся рынков бета-коэффициент в 1,4 больше, чем на Западе. Это означает, что они растут или опускаются на 40% больше, чем, например, Standard & Poor’s 500.
И это их делает ещё более уязвимыми перед лицом событий, вызванных эффектом "черного лебедя", то есть тех, которые, во-первых, невозможно предсказать, а, во-вторых, при их наступлении невозможно прогнозирование дальнейшего развития ситуации. Нет необходимости совершать экскурс в историю больше, чем на два года, чтобы вспомнить, как обвалились эти рынки. В то время как Standard & Poor’s 500 потерял 57% своей стоимости, Китай и Бразилия потеряли 75%. Более того, соотношение усиливается при падении.
События, связанные с эффектом "черного лебедя", более привычны, чем считают эксперты. И последний кризис это доказал. И они сильнее отражаются на динамично развивающихся рынках, как считает профессор Института Предпринимательства при Университете Наварры Хавьер Эстрада (Javier Estrada): «Доказательства, основывающиеся на более чем 110.000 ежедневных возвратов инвестиций на 16 биржах динамично развивающихся рынков, однозначно указывает на то, что нетипичные значения сильно отражаются на долгосрочной доходности».
Согласно исследованию, проведённому этим испанским научным центром, упустить 10 лучших дней на рынках промышленно развитых стран означает потерю в 51% для инвестора, а отсутствовать в течение 10 худших дней на бирже означает прибыль в размере 150%.
Однако на динамично развивающихся рынках упустить 10 лучших дней означает потерю 69%, а отсутствовать в течение 10 худших означает прибыль в размере 337,1%, ни больше ни меньше.
Кроме того, на динамичных рынках гораздо сложнее оптимально разработать свой график присутствия, чем на западных биржах. Таким образом представляется почти невозможным присутствовать на торгах только в хорошие дни и отсутствовать в плохие.
Взрыв может произойти в любой момент
Ввиду всего вышеизложенного, инвесторы должны в первую очередь подготовиться к событиям, которые могут вызвать резкие изменения на этих рынках. Например, прошлогоднее вторжение России в Грузию привело к обвалу российских бирж, потерявших за шесть недель половину своей стоимости, что, в свою очередь, привело к резкому обесцениванию рубля.
Ховард Голд предупреждает, что за добродетелями Бразилии (эта страна провела санацию своей финансовой системы, обладает серьёзным экспортным потенциалом, включая нефть, имеет высокую степень открытости) скрывается социальная напряжённость, которая может в любой момент вылиться в настоящую войну между организованными преступными группировками и полицией.
Напряжённая обстановка складывается в Индии в связи с активностью антиправительственных маоистских групп, который в любой момент могут начать военные действия на юго-востоке страны. Кроме того, Китай предъявляет территориальные претензии на одну из северных провинций Индии и поддерживает Пакистан, её злейшего врага.
Насколько обоснованны все эти опасения? Никто точно не знает. И нет оснований утверждать, что какой-либо из этих рынков был слишком дорогим: коэффициент цена/прибыль в Бразилии составляет 12, а у Standard & Poor’s 500 – 18.
«Но после столь умопомрачительного взлёта риск многократно возрос. А поэтому, возможно, сейчас самое время извлекать прибыль здесь», заключает Голд.