Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Разведка: убить или похитить!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в московском Кремле чихают, в Праге уже раскрывают зонт. Так говорили во времена коммунизма, желая подчеркнуть подчинение интересам России. Зависимость чешской политики проявлялась и по-другому. На прошлой неделе на пресс-конференции это продемонстрировал Институт по изучению тоталитарных режимов.

Когда в московском Кремле чихают, в Праге уже раскрывают зонт. Так говорили во времена коммунизма, желая подчеркнуть подчинение интересам России. Зависимость чешской политики проявлялась и по-другому. На прошлой неделе на пресс-конференции это продемонстрировал Институт по изучению тоталитарных режимов.

Пожелания «товарищей» (так в чехословацкой разведке называли коллег из СССР), как правило, означали приказ. В июне 1966 года после переговоров с представителями КГБ из Москвы вернулся начальник разведки Чехословакии полковник Йозеф Хоуска (Josef Houska): Деятельность управления особого назначение отныне будет расширяться!
Сотрудники теперь должны больше работать с «неверными» - с лицами, бежавшими из рядов военнослужащих и способными выдать военную или государственную тайну. Девятнадцатого ноября даже был основан специальный отдел «Предатели» с кодовым названием «Родина».

Ликвидация

Согласно документам от пятнадцатого августа, Советы рекомендовали применять к опасным эмигрантам дифференцированный подход: если предатель работает на важном объекте системы безопасности, военном или
экономическом, попробуйте его завербовать или «вывезти» на нашу территорию; и только если вам не удастся этого сделать, вы можете его скомпрометировать или, если суд вынес правомочное решение, ликвидировать его.

А какой опыт в этой области был у «товарищей»? Советы уже с 30-х годов часто прибегали к похищениям и убийствам неудобных людей, находившихся за рубежом. Чехословацкая Государственная безопасность (Státní bezpečnost) с конца 40-х годов похитила с западных оккупационных зон Германии и Австрии как минимум пятнадцать человек, еще несколько
«предателей» были убиты.

«Родина»

Майор Зденек Хегр (Zdeněk Hegr), которому было поручено заниматься отделом «Родина», хотел получить от Москвы более подробные инструкции. Поэтому он составил список вопросов для «товарищей». Только вот ответа на них, по крайней мере, в письменной форме, он не получил, или ответ Москвы не сохранился.

Майору не оставалось ничего другого, как разработать собственную методику. К категории предателей он предложил причислять тех, кто совершил измену родине, способствовал разрушению республики, потворствовал террору, вредительству, саботажу, вымогательству. В список предателей попадали и сбежавшие сотрудники разведки, их
подельники, ведущие специалисты главных ведомств и министерств. Варианты завершения мероприятия были следующими: а) тайная транспортировка в ЧССР, б) дискредитация, в) получение сотрудничества, г) «физическая ликвидация: правильный выбор подходящего места, времени и средства; выбор и подготовка исполнителя». Эвфемизм «исполнитель» можно истолковать как «палач», ведь этот человек должен был «исполнить социалистическую справедливость заграницей по отношению к тем, кто в Чехословакии был приговорен к смертной казни».

В начале в списке было около пяти человек, разыскать остальных чехословацкую разведку просили и из КГБ. Начались поиски, но, например, в случае с бывшем военным корреспондентом Франтишком Тишлером (Františеk Tišler), оставшимся в США, ничего сделать не получилось – ФБР предоставило ему новые документы и охрану.

Наконец пришел 1968 год и «Пражская весна», у всех появились другие заботы. Девятого апреля 1968 года майор Хегр папку «Родина» отправил в архив. Ни один вариант действий против предателей так и не был одобрен, разработка концепции была остановлена. Однако сохранившиеся архивные материалы прекрасно сидетельствуют о работе коммунистических спецслужб.