Сегодня Иран бросил вызов международному сообществу, объявив о своих планах строительства 10 заводов по обогащению урана. Всего за несколько дней до этого ООН осудила его за то, что он скрывает свои действия, которые, как многие опасаются, могут быть направлены на создание атомной бомбы.
Правительство Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad) заявило, что заводы будут того же размера, что и основной обогатительный комплекс в Натанзе, причем строительство должно начаться в течение двух месяцев.
«Мы дружелюбно настроены к миру, но мы никому не позволим ни на йоту нарушать права иранской нации», - утверждает президент. Заводы должны будут производить 250-300 тонн ядерного топлива в год, используя высокоскоростные центрифуги.
Эти заявления, вероятно, усилят позиции тех, кто выступает за новые санкции, если в ближайшее время переговоры не возобновятся. Британский МИД назвал происходящее «поводом для серьезного беспокойства. Новостям из Тегерана в пятницу предшествовало редкое для «большой пятерки» Совета безопасности ООН проявление единодушия: США, Россия, Китай, Британия и Франция совместно осудили Иран за утаенную информации об обогатительном заводе в горах близ Кума.
Итог голосования в Международном агентстве по атомной энергии (25-3 не в пользу Ирана) демонстрирует растущее недовольство сложившейся тупиковой ситуацией. Уходящий глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи (Mohammed ElBaradei) заявил, что переговоры «зашли в тупик».
Как страна, подписавшая Договор о нераспространении, Иран вправе использовать ядерную энергию в мирных целях. По его словам, он к этому и стремится, однако пять резолюций ООН, которым он отказывается подчиняться, требуют от него прекратить обогащение урана.
Развеять подозрения относительно того, что Иран втайне пытается создать ядерное оружие, у Тегерана не получается. На просьбу МАГАТЭ обсудить доказательства наличия в Иране исследовательских программ связанных с созданием атомных боеголовок, он ответил отказом. С учетом того, что в прошлом на лжи его уже ловили, его постоянные запирательства не вызывают доверия.
В эти недели, после переговоров в Женеве и Вене с «большой пятеркой» и Германией, Иран, по-видимому, решил отвергнуть предложение об отправке большей части его запаса урана во Францию и в Россию для переработки в топливо для гражданских реакторов.
Соглашение подобного рода дало бы стране необходимое ядерное топливо, но одновременно гарантировало бы, что оно не будет использовано для военных целей.
Аналитики и чиновники предполагают, что действия Ирана больше похожи на демонстративный жест, чем на реалистический план. «Это все равно, что показать миру кукиш», - заявил один из дипломатов.
Многие также указывают на проблемы, возникшие у президента внутри страны. Сейчас на него давят одновременно консерваторы в парламенте, высший руководитель аятолла Али Хаменеи (Ali Khamenei) и сторонники оппозиции, протестующие против «кражи» выборов в прошлом июне .
«Все это блеф, - убежден бывший посол Британии в Тегеране сэр Ричард Далтон (Richard Dalton). – Иран не может позволить себе 10 заводов размером с центр в Натанзе и 500 000 центрифуг».
Тем не менее, этот шаг, вероятно, будет способствовать принятию пакета санкций и убедит Россию и Китай поддержать усилия США, Британии и Франции.
Израиль приветствовал пятничное решение МАГАТЭ, однако заранее дал понять, что он оставляет за собой право предпринять против Ирана упреждающую военную акцию, если он почувствует, что Тегеран угрожает его потенциалу ядерного сдерживания.
В пятницу США также предупредили, что их терпение небезгранично, но при этом они оставляют двери открытыми в надежде, что Иран каким-то образом вернется к сотрудничеству.
Ранее сегодня иранский парламент объявил о выделении 20 миллионов долларов неким неназванным «прогрессивным» организациям на борьбу с британскими и американскими «заговорами». Члены парламента заявляют, что деньги будет распределять комитет, в состав которого войдут представители разведки, министерства иностранных дел и Корпуса стражей революции.