Известный русский диссидент, лидер партии "Демократический союз" Валерия Новодворская и основатель "Партии экономической свободы", бывший депутат российской Думы Константин Боровой по приглашению русского радио "Дэвидзон" в течение недели проводили публичные встречи в разных городах США. Встреча состоялась и в грузинском "узком кругу": рассуждали о судьбе "вражеской" Грузии за традиционным грузинским столом.
- Господин Боровой, мне не доводилось слышать от путинско-медведевской оппозиции, что у нее имеется, какой-либо план по восстановлению территориальной целостности Грузии, пусть даже на случай гипотетической победы на выборах.
- Русская оппозиция очень многолика. К сожалению, там есть силы, единственной целью которых является лишь политическое спасение. Есть силы, которые поддерживают кремлевские империалистические стремления для того, чтобы покрасоваться перед избирателями. В противостоянии с Россией Валерия Новодворская и я полностью поддерживаем Грузию. У Каспарова и Немцова одна позиция, у "Яблока" - другая. Российская оппозиция, к сожалению, действует в условиях жесткого преследования и прессинга. Например, наше желание начать среди русской оппозиции какое-либо движение в поддержку Грузии не имело должной поддержки как раз потому, что общество находится под гипнозом Кремля. Поддержка Грузии в условиях господства национал-империалистических амбиций российской власти крайне сложно.
- А "расколдовать" возможно?
- К сожалению, независимость Грузии, ее целостность и спокойствие зависят от развития демократии в России. Эта позиция агрессивной, антигрузинской политики не исчезнет до того, пока во власти находятся имперские силы. Если внедрить демократические ценности в России, изменится и отношение к Грузии.
- Было ожидание того, что падение цен на энергоносители могут изменить Кремль, однако не то, чтобы больших, не видать даже малых перемен.
- К сожалению, цены на энергоносители на падали настолько радикально, и поэтому по-прежнему российский бюджет кормится сырьевыми ресурсами. А это снижает потребность на нормальное развитие российской экономики. Кремль так и будет привязан к процессу повышения цен на энергоносители, и поэтому менять свою политику не будет. Антизападные настроения подкрепленным энергоносителями властям нужны для ужесточения власти. Если цены на энергоносители резко упадут, то построенная Кремлем энергоконструкция тоже развалится. В настоящее время Евросоюз имеет дело с российским шпионским обществом, которое для укрепления своих позиций использует подкупы и иные нецивилизованные методы политики. Это известно всем, поскольку это и так видно. Подтверждение тому друг "Газпрома" - бывший канцлер Германии. Оказать сопротивление "Газпрому" очень трудно. А те, кто придерживается принципиальной позиции в своих странах - членах Евросоюза, находятся под большим давлением. Повторяю, это очень нецивилизованная политика и такая политика требует лишь жесткого и принципиального сопротивления. Запад же не готов к такой принципиальности. Для русских демократов сегодня очень важно проследить за тем, каково отношение Запада к произошедшим в августе в Грузии событиям. А что происходит в отношении России, вместо необходимых, репрессивных, жестких санкций, экономической блокады? Запад снова говорит о каких-то переговорах, но- о чем? Можно договорится со стороной, поправшей все основные права? Если эта война сойдет с рук России, то завтра ее целью станут Украина и Польша. Нельзя этого допускать!
- Не философствуя: возможно ли, чтобы жертва одновременно была и агрессором и жертвой?
- Это полный абсурд. Россия пытается, чтобы Запад признал агрессию Грузии как политический акт. Кремль также завел механизм клеветы, как и десятки лет назад, когда подавление борьбы за независимость Чечни окрестил борьбой с терроризмом. В России, как и прежде, разгул самых агрессивных, самых опасных имперских сил.
- Как вы оцениваете сегодняшнюю позицию Грузии?
- Думаю, сегодня у Грузии позиция принципиальная, последовательная и это очень поможет Западу разобраться в ситуации. Российское общество под влиянием тотальной пропаганды и в этом вопросе, говоря откровенно, даже не знаю, что может человек предпринять. Больной находится в ненормальных условиях.
- А врач?
- Я полагал, что врач - Запад. Однако Запад непоследователен, очень осторожен, опасается. Я плохо себе представляю, чем это может закончиться...
- Странно, что для изучения двух чеченских войн не было создано ничего, похожего на комиссию Тальявини. Почему так?
- Если бы годами ранее США проявили нормальную степень экспертности и принципиальности, явно бы увидели, что дело не в борьбе с терроризмом, а в требовании чеченцев быть независимыми. Сказано, кто плохо учит историю, обречен, на то, чтобы вновь ее пройти. За Грузию с России нужно строго спросить. Главное, не впадайте в отчаяние, и продолжайте так же, как действовали до сих пор. Конечно, понимаю, что Грузия оказалась "разменной монетой" между Западом и Россией, а российская пропаганда стала такой необузданной, что народ давно "знает": как раз Грузия напала на Россию. Если спросить любого русского, как он оценивает августовские события, он скажет, что войну развязала вражеская Грузия, что Россия только миротворец. Потом начнется апеллирование эмоциями, а не логикой и здравым смыслом. России на руку пример Косово, однако, не будь Косово, было бы что-то иное. В пропагандистских текстах логики не ищите. Ведь пропаганда построена на том, чтобы факты понемногу, местами переделать, и затем подключить к делу эмоции. Вот недавно Путин жаловался: западная пропаганда убедила мир, будто Россия вторглась в Грузию, а на самом деле, Грузия напала на Россию, т.е. мы, говорит, пострадавшие. Россия всегда прибегала к пропагандистским уловкам, и русский народ всегда им верил, так как пропаганда управляет через штампы, стереотипы. Разве не благодаря пропаганде стал Путин, имеющий нулевой рейтинг, первым лицом страны?
- В заключении комиссии Тальявини написано, что Грузия должна была урегулировать этот конфликт также, как были урегулированы другие конфликты мира, которые не переросли в войну....
- Получается, будто комиссия решала вопрос урегулирования конфликта, и хотела примирить эти две стороны. Однако мир между агрессором и той страной, в которую вторглись, невозможен. Европейские страны и сегодня хотят успокоить агрессора. Так было и в 1939 году, когда Россия напала на Финляндию.
Вернее, когда Европа дала СССР право напасть на Финляндию, и хоть и были попытки остановить военные действия, Европа все же закрыла на это глаза, проявила бесхребетность и беспринципность. Если бы мировое сообщество в XXI веке изъявило однозначную позицию по отношению к Грузии, именно это, а не постфактум переговоры, стало бы решением проблемы. А теперь проблема Южной Осетии и Абхазии превратилась в долгосрочную проблему. Переговоры должны идти постоянно, однако до тех пор, пока агрессор остается недемократической страной, ничего не изменится.