Министр иностранных дел первым из украинских политиков «прозападного лагеря» заявляет о том, что его страна может искать способ обеспечения своей безопасности и за пределами НАТО. Он рассматривает возможность предоставления зафиксированных в договоре гарантий со стороны официальных ядерных держав.
Вопрос: Господин министр, некоторые наблюдатели в Европе сегодня сомневаются в том, что Украина продолжает оставаться надежным партнером в области транспортировки газа. Что вы можете сказать этим людям?
Ответ: Мы поддерживаем контакты с ЕС не два или три месяца, и в наших отношениях газовый кризис, случившийся прошлой зимой, - это не единственный негативный результат. Мы платим за разрешение этого конфликта определенную цену. Мы получаем более низкую оплату за транзит и соглашаемся с более высокой ценой на газ. Кроме того, мы финансируем из наших собственных средств покупку 27 миллиардов кубометров природного газа для закачки в наши подземные хранилища, и, возможно, этот газ понадобится Европе. Это нам стоит семь миллиардов долларов. Мы идем на эти затраты, чтобы стать надежным партнером.
- Международный валютный фонд (МВФ) приостановил предоставление кредита на сумму в несколько миллиардов долларов, поскольку Украина, по его мнению, во время проходящей в настоящее время кампании по выборам президента расходует слишком много средств на предвыборные подарки. Так, например, Украина продолжает – несмотря на все заверения - субсидировать цену на природный газ для внутренних потребителей.
- Пакет помощи МВФ составляет 16 миллиардов, и 10 миллиардов из этого объема уже предоставлены. Из этой суммы только на оплату создания запасов природного газа и тем самым для обеспечения безопасности транзита природного газа в Европу мы потратили семь миллиардов долларов. Я убежден в том, что для Украины дальнейшее сотрудничество с МВФ имеет решающее значение. Мы должны реформировать экономику. Мы должны поднять цену на газ для населения, так как он не может быть подарком от государства. Конечно, мы должны отдавать себе отчет в том, что проведение такого рода реформ накануне важнейших выборов представляет определенную проблему. Это не оправдание, это просто факт.
- МВФ особенно критикует последние подарки в связи с выборами, которые недавно были одобрены под давлением оппозиции, несмотря на протесты со стороны премьер-министра Тимошенко. Прежде всего, МВФ считает, что значительное повышение размера минимальной заработной платы и социальных стандартов будут представлять собой бомбу для государственного бюджета.
- Правительство Украины обратилось с запросом по поводу этих законов в Конституционный суд. Опыт всех европейских стран показывает, что кризис – это не лучшее время для повышения социальных стандартов. Мы может тратить столько, сколько мы зарабатываем, и мы не можем использовать кредит МВФ только для покрытия дефицита нашего бюджета. Поэтому я абсолютно уверен в том, что ни одна копейка из кредитов МВФ или кредитов ЕС не может использоваться для латания бюджетных дыр. В этом законе о минимальной заработной плате очень много противоречий, и его нельзя применить, поскольку он предусматривает проведение расходов без решения вопроса об источниках финансирования. Мы хотим сотрудничать с МВФ, и я считаю, что этот закон не должен стать основанием для прекращения этого сотрудничества.
- Что касается политики в области безопасности, то Украина здесь недавно по-новому расставила акценты. Премьер-министр страны Тимошенко подтвердила, что ваша страна будет искать свою безопасность в будущем прежде всего в рамках европейской политики в области безопасности и обороны, и она теперь не упоминает НАТО, поскольку этот альянс по пользуется поддержкой у населения страны.
- Во многих странах, которые в настоящее время являются членами НАТО, перед вступлением в эту организацию не было большинства в поддержку альянса. Только уже после вступления этих стран поддержка альянса постоянно увеличивалась. Для меня главное – это безопасность моей страны. Я не знаю сегодня никакой другой эффективной формы обеспечения этой безопасности. Но здесь могут использоваться и другие подходы – например, Будапештский меморандум 1994 года.
- В этом документе Соединенные Штаты, Китай, Россия, Великобритания, Франция и Германия гарантируют безопасность Украины, Беларуси и Казахстана. Таким образом они поддержали готовность этих государств отказаться от атомного оружия после развала Советского Союза.
- Этот меморандум гарантировал нам, что в случае возникновения угрозы безопасности будут проводиться консультации. Мы можем вывести определенную степень безопасности из тех гарантий, которые были сформулированы в Будапештском меморандуме. Переговоры о создании такой системы не были бы направлены ни против НАТО, ни против России. Вообще все структуры безопасности должны быть реформированы. Я думаю, что мы могли бы обсудить вопрос о новой европейской политике в области безопасности, которая бы включала в себя новую архитектуру для безопасности Украины.
- А что же НАТО?
- Укрепить нашу безопасность можно при помощи НАТО, а также и иным способом. Нас прежде всего интересует результат, и в меньшей степени способ его достижения. И для меня таким результатом может быть только приемлемый уровень нашей безопасности. Это может быть сделано при помощи НАТО, по также и любым другим способом. Если НАТО окажется более эффективным способом, то почему нет?
- Российский президент Дмитрий Медведев также настаивает на создании новой архитектуры евроатлантической безопасности.
- Мы готовы обсуждать любой вопрос. НАТО – это проверенная форма гарантирования безопасности. Но мы будем обсуждать и другие формы, если при этом будут предоставлены приемлемые гарантии. Такова моя позиция как министра, но это не является официальной позицией Украины.
- Если мы теперь будет говорить о модели с участием группы государств-гарантов, то о каких странах может идти речь?
- Например, ядерные державы на высоком уровне могли бы предоставить гарантии, которые бы компенсировали нам потерю ядерного статуса. Все это должно быть эффективным.
- Это предложение направлено на то, чтобы заниматься поисками гарантий безопасности для Украины не только в евроатлантических рамках, но также, возможно, при участии России или даже Китая. Оно, таким образом, явно отличается от жесткой ориентации на НАТО президента Ющенко или ваших предшественников на посту министра иностранных дел. Премьер-министр Тимошенко также недавно предостерегла от любого «многовекторного» принципа и заверила, что Украина продолжает оставаться явно ориентированной на Запад.
- Концепцию «многовекторности» я не поддерживаю. Украина ясно сделала выбор в пользу европейского вектора. Никаких других векторов нет. Но когда речь идет о безопасности, то возникает вопрос об эффективности. Если НАТО готова предоставить нам гарантии безопасности и если не будет никаких других возможностей, то у нас не будет и выбора. Но если НАТО не способна это сделать, то мы должны будет выбрать те структуры безопасности, который нам больше всего подходят. Пока мы еще не знаем, какой это может быть формат. Но мы готовы вести переговоры о других вариантах.
- Какую роль для вас играет Европейский Союз?
- Европейская перспектива – это наше будущее. Мы – европейская страна, и любая европейская страна имеет право подать запрос на вступление в ЕС. Кроме того, мы уже на протяжении многих лет тесно работаем с НАТО. Это сотрудничество будет продолжено. Но это не решает наших проблем в будущем. Мы сейчас отмечаем 15-летний юбилей Будапештского меморандума, и я совершенно не исключаю, что мы и дальше будем сотрудничать с НАТО и одновременно укреплять гарантии, зафиксированные в этом меморандуме. Здесь нет противоречия.
- Какие дополнительные гарантии вы хотите получить?
- Нам нужен обязывающий в правовом отношении договор. Но мы, конечно же, находимся в самом начале этого пути.