Спустя полтора года после публичных заявлений российский президент Дмитрий Медведев наконец представил проект нового Договора о европейской безопасности. Но, по мнению экспертов, в таком виде Договор не имеет никаких шансов на принятие. А все процедуры, предложенные в проекте, можно проводить и на базе ОБСЕ.
Впервые основные тезисы, изложенные в новом Договоре о европейской безопасности, российский президент публично представил еще летом прошлого года на саммите в Берлине. Речь шла в первую очередь об опасениях Кремля относительно дальнейшего продвижения НАТО на Восток. Тогда же прозвучала и главная внешнеполитическая инициатива российского президента: ни одно государство или международная организация не может укреплять свою безопасность за счет других стран и организаций.
Война России и Грузии сделала эту инициативу для Кремля особенно актуальной. Для предотвращения конфликта не сработали ни многосторонняя дипломатия, ни региональные механизмы, ни вся нынешняя европейская архитектура безопасности в целом. Особенно наглядно продемонстрировал свою ущербность так называемый НАТО-центризм, заявил Дмитрий Медведев сразу после военных событий на конференции по международной политике в Эвиане. Европейские и американские коллеги весьма прохладно восприняли слова российского президента, заявив, что таких структур, как ОБСЕ, НАТО и ЕС и разработанных ими механизмов вполне достаточно для обеспечения европейской безопасности. Однако с нетерпением ждали от Кремля конкретных инициатив. И вот, спустя полтора года, президент представил проект Договора о европейской безопасности. Вот что говорит по этому поводу Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике":
- Конечно, возникает масса вопросов о том, как понимать безопасность? Одна из проблем всего диалога между Россией, Евросоюзом и НАТО, особенно Евросоюзом, в последние годы заключается в том, что Россия в силу своего опыта, в силу своего типа мышления под безопасностью понимает классические формы - это так называемая жесткая военная безопасность, военно-политическая. Европа в основном от такой трактовки безопасности уже очень далеко ушла. Под безопасностью здесь понимается нечто иное - это трансграничные угрозы, терроризм, проблема наркотиков и т. д. Вот почему диалога, дискуссии не получается.
По мнению профессора МГИМО Андрея Загорского, новый договор в таком виде не имеет никаких шансов на принятие. И таким способом Россия точно не интегрируется в европейскую систему безопасности:
- Глядя на положение и цели договора, которые в нем обозначены, можно сказать, что все то, что предполагается сделать на базе таких процедур - все это можно делать на базе ОБСЕ. Причем на базе ОБСЕ можно сделать даже больше. Тем более, что есть альтернативные предложения. Когда их будет несколько, тогда и разговор может пойти не только о существующем проекте, но и о других предложениях в целом.
- А что за альтернативные предложения?
- В частности, американцы обещали подготовить проект о дополнении процедуры механизмов ОБСЕ по реагированию на кризисы, который предлагал бы возможность - даже в отсутствии консенсуса в самой организации - принимать меры по предупреждению эскалации конфликтов и другие превентивные меры. Есть предложения, которые нам не нравятся, но которые идут в направлении совершенствования тех процедур, которые есть в ОБСЕ. Ведь смысл этих документов заключается в том, чтобы продвинуть дискуссию, которая сегодня ведется в ОБСЕ. И главная тема заключается в том, каким образом Россия может интегрироваться с евроатлантической системой безопасности.
Новый договор о европейской безопасности министр иностранных дел России Сергей Лавров представит коллегам из стран-членов ОБСЕ во вторник в Афинах. А спустя три дня, 4 декабря, в Брюсселе Сергей Лавров планирует обсудить новый документ на заседании совета Россия-НАТО. Комментирует Федор Лукьянов:
- Россия в НАТО не входит, а задача договора - предложить систему безопасности, которая включала бы в себя все заинтересованные страны, в том числе и Россию. В то же время, по сравнению с изначальными тезисами, которые высказывались полтора года назад, заметен сдвиг в сторону от антинатовскости. Поначалу, напомню, предлагалось, чтобы договор подписывался странами индивидуально, без учета их обязательств в рамках других альянсов. Сейчас такого жесткого увязывания уже нет, более того, говорится, что НАТО также участвует в этом процессе.
Реакция НАТО на новый договор о европейской безопасности пока еще не поступила.