Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Прорыв как имитация

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЮ.Тимошенко на совместной пресс-конференции с премьер-министром РФ В.Путиным
Ю.Тимошенко на совместной пресс-конференции с премьер-министром РФ В.Путиным
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Саммит глав правительств СНГ в Ялте, а также встреча премьеров Юлии Тимошенко и Владимира Путина в рамках Украинско-российской межгосударственной комиссии презентованы стране не иначе, как очередной прорыв ЮВТ.

Саммит глав правительств СНГ в Ялте, а также встреча премьеров Юлии Тимошенко и Владимира Путина в рамках Украинско-российской межгосударственной комиссии презентованы стране не иначе, как очередной прорыв ЮВТ. На этот раз — на российском направлении. На самом же деле все, что происходило в Ялте в эти дни, — не более чем устные заявления. Кабмин, уже два года работающий в нынешнем составе, а Юлия Тимошенко — вторую каденцию за последние пять лет, перед выборами вдруг начинает демонстрировать попытки разгрести те провалы в отношениях с РФ, которые возникли прежде всего по вине «бело-помаранчевой» команды.

Во-первых, несомненно, для ЮВТ наиболее важным в Ялте было адресовать украинским избирателям некий знаковый посыл: она может быть в хороших отношениях с самим Путиным. Тем самым, кстати, политиком, чей рейтинг в Украине (и секрет этот знают все наши социологи) давно превышает рейтинги ключевых украинских политиков, причем вместе взятых. Во-вторых, очевидно, «премьерка» и ее окружение наверняка сейчас пытаются повторить давно известный электоральный трюк — когда перед выборами кардинально меняется риторика в отношении РФ и начинается имитация неких небывалых «переломов» и «прорывов».

Сколь серьезно стоит воспринимать продемонстрированный «разворот» ЮВТ в отношениях с Россией в Ялте, стало понятно буквально через три дня после окончания саммита. 24 ноября группа депутатов из БЮТ зарегистрировала в парламенте законопроект № 5373, в котором предлагает признать УПА воюющей стороной во Второй мировой войне. А также предоставить участникам бандеровских формирований льготы — как минимум аналогичные тем, что сейчас есть у участников Великой Отечественной...

Так что вероятность того, что ЮВТ искренне (а не с точки зрения электоральных приоритетов на данном этапе своей кампании) изменяет свой внешнеполитический курс, крайне мала.

Тайна уступок

Как мы помним, «бело-помаранчевая» команда давно с каким-то недюжинным упорством твердила о необходимости перехода на некие «прагматические принципы» взаимосотрудничества с РФ. Новая власть на Украине на полном серьезе считала, что страна много теряет от стратегического партнерства с РФ: на газовом транзите, сотрудничестве в ядерной энергетике, авиастроении, ВПК и т. д. Дескать, в основу отношений с Россией должен быть заложен «прагматизм».

«Герои Майдана», посчитавшие вполне достойной роль разменных пешек в большой геополитической игре против РФ (пусть и в ущерб украинским интересам), в итоге, получили от РФ этот самый «прагматизм».

В результате Украина с каждым годом начала терять многомиллиардные контракты в ВПК, которые раньше реализовывались в рамках производственной кооперации заводов обеих стран. Постепенно стали сворачиваться крупные заказы в области авиации, судостроения, проекты в сфере энергетического машиностроения, атомной энергетики, а также программы модернизации российских железных дорог и составов, в которых раньше активно участвовали наши машиностроители и металлурги. Затем наша страна начала терять и другие традиционные для себя рынки сбыта в России — продукции сельского хозяйства, трубной промышленности, металлургии, химии.

Почти три четверти всего высокотехнологического экспорта из Украины традиционно приходится на РФ. Именно эти отрасли попали под удар в первую очередь. Так, российские военные решили, что им не очень выгодно развивать с Украиной проекты Ан-70 и Ан-124. И теперь без лишних церемоний заморозили проект. Когда Украина решила снова поиграть на Кавказе, снабжая вооружениями воюющий против РФ режим Саакашвили, — тут же получила в ответ закрытие миллиардных контрактов с Россией в области ВПК, машиностроения и транспорта.

И ничего нового в этом нет. Вспомните, как было до того с прибалтийским транзитом, крупными портами Вентспилса (Латвия) и Клайпеды (Литва), на которых формировалась чуть не половина бюджета обеих прибалтийских стран. Россияне не поскупились и истратили немало денег на создание альтернативных портовых мощностей. Вся эта история со временем затронула и украинские порты, которые в последние годы начали терять грузопотоки и легкий заработок на транзите.

Так не достанься же ты никому!

Трудно не согласиться с доводом Арсения Яценюка, который заявляет, что не далее чем через два-три года в Украине на много лет вперед будет окончательно разрешена проблема с дефицитом металлолома. Газотранспортная система, требующая модернизации и уже несколько лет назад прошедшая черту эксплуатационного износа, в результате запуска обходных путей транспортировки российского газа просто утратит всю свою капитализацию. Куда более рентабельным может оказаться попросту остановить ГТС — эдакий памятник «тоталитарного прошлого».
Северный и Южный потоки, которые сейчас сооружаются в обход Украины, действительно строятся не только за российские деньги, а также инвестиции наших европейских «партнеров», но и за средства самой Украины, которая уже четвертый год закупает энергоресурсы для своих нужд по высоким, мировым ценам.

В Европе предаварийное состояние украинской ГТС осознавали еще в начале 2000-х. Был разработан проект ее модернизации и даже расширения. Россия и Германия предложили Леониду Кучме создать газотранспортный консорциум, который и должен заняться модернизацией системы. В 2004-м правительство Януковича уже готовило соглашение с РФ по обмену энергоактивами — российская сторона могла передать НАК в разработку несколько газовых месторождений на территории самой РФ в обмен на участие в управлении ГТС.

Но когда «герои Майдана» в 2005-м пришли к власти, было заявлено, что к «святыне» (т. е. к ГТС) не подпустят никого, а с модернизацией объекта «Нафтогаз Украины» справится собственными силами. Не так давно, напомним, Юлия Тимошенко попыталась перезапустить этот же проект с участием европейских и американских корпораций, но уже без РФ.

Сегодня, когда компания-банкрот не в состоянии расплатиться даже за месячные поставки газа, учитывая уже начатые проекты Южного и Северного потоков, уговорить россиян и немцев вернуться к идее консорциума (даже при условии смены власти после выборов) представляется все более фантастичным сценарием.

В этой истории Украина оказалась в роли той самой унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Иначе как вести себя тому же «Газпрому», которому предложили взимать за газ впятеро больше денег, чем до того, — ведь новая «прагматичная» власть затребовала этого сама? Именно по инициативе Тимошенко и Ющенко в 2005-м Украина вначале инициировала переговоры, а затем и переход на «рыночные принципы» в газовой сфере, аннулировав межправительственное соглашение до 2013 года (!) с ценой газа по $50 за 1 тыс. кубометров.

В этом году наша страна платила за тот же газ уже $200—360 — с такой ценой крупнейшие наши металлургические и химические экспортеры продолжали терять рынки сбыта, утратив последние конкурентные преимущества по цене. Некоторые химпредприятия, где газ превышает половину в структуре себестоимости, начали просто останавливаться. Все это на фоне мирового кризиса и падения притока валюты в страну еще и подкосило украинскую гривню. Очевидно, кризис в столь глубокой форме, как нигде в мире, — прямое следствие всей «проукраинской» политики Ющенко—Тимошенко как на газовом рынке, так и в отношении России в целом.

Псевдопрорыв

Трудно назвать прорывом ЮВТ и предварительные договоренности в Ялте по цене на газ на будущий год. Особенно если учесть, что стоимость транзита по территории Украины вырастет, скорее всего, на $1 за каждую тысячу кубометров на 100 км, а оговоренная цена за тот же объем газа для Украины — на целых $100. Разница между тем, сколько Украина дополнительно получит от транзита, и тем, сколько она дополнительно заплатит за газ, — около $2 млрд. не в пользу Украины.

Значимый результат Ялты, впрочем, хотя бы в том, что Украина и Россия все еще пытаются договариваться. Ни Москва, ни Киев формально не заинтересованы в новой газовой войне. Хотя главная проблема для Украины сегодня в другом — у НАК «Нафтогаз Украины» элементарно нет денег для расчетов с «Газпромом». А поскольку нет денег, угроза «газовой войны» вовсе не снята.
Согласие «Газпрома» снизить поставки газа в Украину (из-за кризиса его потребление в промышленности упало в разы) без штрафов в обмен на готовность Украины сдержать аппетиты по ставке транзита — вроде бы компромисс. Хотя потребление топлива сейчас упало во всей Европе и, несмотря на нарушение законтрактованных объемов у основных потребителей российского топлива, «Газпром» вообще никого в Европе не штрафует, да и не собирается штрафовать. Кризис-то мировой — по независящим от контрагентов обстоятельствам.

Лейтмотивом российско-украинских консультаций в Ялте стало то, что вопрос своевременности внесения платы за потребленное Украиной топливо теперь даже не может быть предметом для дискуссий. Как и не может быть дискуссий о том, что Москва должна еще раз прокредитовать Украину (например, поставив газ в счет оплаты будущих услуг по транзиту).

Дело в том, что в ситуации, в которой сейчас находится украинская казна, выдача любых кредитов — чрезвычайно рискованное занятие с точки зрения любого кредитора (в смысле перспективы возврата средств). Тем более что «Газпром» в начале этого года уже внес предоплату за более чем годичные услуги по транзиту, прокредитовав таким образом украинское правительство примерно на $2 млрд.

До сих пор кабмин был в состоянии лишь наращивать долг перед МВФ и, по сути, возвращать эти же заемные деньги «Газпрому». Весной и летом НАК применил схему кредита от правительства, которое в свою очередь перекредитовалось у НБУ за счет свежеотпечатанной гривни, переведенной в валюту. НБУ брал валюту из золотовалютных резервов. То есть кредитов МВФ, которые тогда еще поступали (теперь, впрочем, их уже нет).

Свежеотпечатанная гривня, приходившая на валютный рынок в начале каждого месяца, как мы помним, систематически провоцировала новые и новые провалы курса нацвалюты. То есть эмиссионная оплата проводилась в том числе за счет украинских граждан, чьи доходы обесценивались. В прошлом месяце расчеты за газ провели за счет использования Украиной последнего резерва — специальных прав заимствования (СПЗ, SDR. — англ.) как страны — члена МВФ. Такой механизм, кстати, предусмотрен лишь на самый пожарный случай. Его до сих пор почти ни одна из стран мира не применяла. А Украина применила.

Авиация и космос

Отечественный авиапром, как и многие смежные высокотехнологические отрасли, пребывает в перманентном кризисе уже не первый год, а как минимум полтора десятка лет. Причина очевидна — отсутствие заказов на технику, падение конкурентоспособности по сравнению с мировыми аналогами, устаревающие с каждым годом технологии. Специалистам этих отраслей было давно ясно: еще пару лет такого «лежания» и некогда самые лакомые осколки передового советского авиапрома, доставшиеся нам после 1991 года, канут в небытие.

До сих пор украинские авиазаводы держались на кооперационных связях именно с российскими предприятиями. Скажем, компания «Мотор — Сич», до сих пор сохранившая звание одного из крупнейших мировых производителей двигателей для авиатехники, больше половины своих авиамоторов поставляет именно в РФ.

На фоне деградации сектора украинские и российские авиастроители уже много лет обсуждают проект корпоративной интеграции украинских заводов с россиянами. Ведь в мировом авиапроме за последние годы произошли фундаментальные сдвиги. Американская корпорация Boeing, крупнейший мировой производитель авиационной, космической и военной техники, сконцентрировала в себе практически весь американский авиапром.

По другую сторону Атлантики — в Европе — 10 лет назад в результате слияния немецкой Daimler-Benz Aerospace AG, французской Aerospatiale-Matra и испанской CASA был создан единый Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS), который ныне управляет главным конкурентом американцев — авиастроительной корпорацией Airbus.

С 2005 г., после прихода «оранжевой» власти, переговоры о слиянии украинских авиакосмических предприятий с россиянами, разумеется, были заморожены. Но вот на саммите в Ялте неожиданно звучит целый ряд очень знаковых заявлений по авиационным и космическим проектам.

Так, глава Национального космического агентства Украины (НКАУ) Александр Зинченко заявил, что с российской стороной начались переговоры об участии Украины в совместном использовании и развитии российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).

Выстроенная на сегодня россиянами спутниковая группировка ГЛОНАСС — по сути единственный в мире конкурент американской GPS, изначально используемой в сугубо военных целях. Со времен СССР россияне продолжали наращивать группировку спутников связи, общее число которых сейчас достигло 20. Согласно планам «Росавиакосмосу» осталось доставить на орбиту всего 4 спутника — и действующая российская система позиционирования ГЛОНАСС будет работать не хуже американской GPS.

В настоящий момент в РФ уже запущен массовый выпуск моделей навигационной аппаратуры, которая может работать в обоих форматах навигационных услуг. На мировой рынок будет предложена новая передовая технология; будут потеснены США. Подключаться к проекту ГЛОНАСС на выгодных условиях Украина могла еще несколько лет назад. А на нынешнем этапе предложение вновь запоздало — наши заводы теперь смогут рассчитывать в лучшем случае на некоторые небольшие заказы.

На саммите также прозвучало совместное заявление Путина и Тимошенко о намерении обменяться миноритарными пакетами акций украинского авиастроительного холдинга «Антонов» и российской «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК — главный авиастроительный холдинг в РФ, объединяющий множество авиазаводов).

Детали будущей сделки, по-видимому, будут отрабатываться еще долго, и если она будет заключена, то уже после президентских выборов в нашей стране. Юлия Тимошенко, впрочем, уточнила, что проект должен помочь возобновить не только совместное строительство самолетов АН-70, но и ранее замороженных совместных проектов АН-140, АН-148 и АН-124 («Руслан»).

По поводу госхолдинга «Антонов» (АНТК им. Антонова, Киевский «Авиант», Харьковский авиасборочный завод и ряд других предприятий) правительство еще год назад приняло решение — с 2011 г. начать приватизацию компании. Цель приватизации — модернизация и сохранение производства самолетов в Украине. Разумеется, при таком сценарии единственный разумный вариант — это слияние с российскими авиакорпорациями, которые являются основными заказчиками и партнерами «Антонова».

Сегодня жаль одного — потерянного времени. Момент спасения отечественного авиапрома через объединение усилий с россиянами оттягивался почти все последние пять лет. И вынут кем-то из-под сукна лишь накануне выборов...