Как заявил уходящий с поста главы внешнеполитического ведомства в Европейском союзе Хавьер Солана (Javier Solana), руководителям всех двадцати семи стран альянса давно пора понять, что их вера в возможность действовать в сфере международных отношений и безопасности самостоятельно в мире, где набирают силу "новые" державы, - это просто "фантазии".
Желая сделать действия Евросоюза лучше скоординированными, Солана настоятельно порекомендовал пришедшей ему на смену англичанке Кэтрин Эштон (Catherine Ashton) вести себя смело и не бояться рисковать, развивая успехи последних десяти лет.
С другой стороны, Солана предупреждает, что успех Эштон может в конечном итоге зависеть от наличия у стран-членов альянса "политической воли", а также от их готовности объединять имеющиеся финансовые и дипломатические ресурсы для выполнения общих задач.
По-прежнему большую сложность представляет выступление стран альянса единым фронтом в отношениях с Россией, а также предотвращение новых конфликтов на Балканах, разрешение кризисных ситуаций в Африке (в том числе в Сомали) и предоставление усиленной помощи Афганистану и Пакистану в обустройстве общественных институтов и общем развитии. Солана полагает, что активное участие Европы в мирном процессе на Ближнем Востоке и в попытках разубедить руководство Ирана в необходимости приобретать ядерное оружие также окажется критически важным.
"Для подобного сотрудничества созданы все условия", - заявил Солана в прощальном интервью, данном им Financial Times. - "Но для того, чтобы действовать, нужна политическая воля. На дворе экономический кризис, так что обстановка для этого не лучшая, но из кризиса нужно извлечь уроки и научиться действовать всем вместе, причём не только в экономике, но и везде. Существует опасность, что мы этому так и не научимся, но я очень надеюсь, что люди проявят разумность и поймут, что думать, что какая бы то ни было страна Евросоюза способна действовать в одиночку, - значит предаваться бесплодным фантазиям. В современном мире, где набирают силу "новые" державы, мы просто вынуждены объединяться".
Солана, ранее занимавший должность министра иностранных дел Испании, а впоследствии - генерального секретаря НАТО, стал высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности в 1999 году, а сегодня его место займёт леди Эштон.
По словам Соланы, условия Лиссабонского соглашения изменят процесс выработки стратегии, упростят принятие решений и усилят возможности действий ЕС в кризис как военными, так и мирными средствами.
Эштон будет председательствовать на ежемесячных встречах министров иностранных дел стран ЕС, а также заседать в Еврокомиссии в качестве первого вице-президента. Это означает, что она сможет распоряжаться намного большими деньгами, а также значительными ресурсами дипломатических служб.
Первым испытанием для Эштон станет выстраивание "службы действий, направленных вовне", - об этом заявил Солана, несмотря на то, что уже сейчас почти две тысячи дипломатов и чиновников напрямую либо по соглашению со странами альянса работают на ниве реализации политики ЕС в области международных отношений и безопасности. Ранее эти функции выполнялись частично Еврокомиссией (исполнительным органом ЕС), частично - секретариатом Европейского совета (который представляет национальные правительства), а частично - национальными дипслужбами.
Когда обязанности, ныне взятые на себя Эштон, исполнял Солана, внутри ЕС наметился глубокий раскол из-за таких вопросов, как отношение к войне в Ираке, напряжённость в отношениях с США при первой администрации Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), а также разногласия в связи с тем, как следует взаимодействовать с Россией.
"Иракский вопрос - это источник огромного напряжения", - сказал Солана. - "Ирак расколол всех: ООН, ЕС, общества наших стран. Не удивительно, что в верхах [Евросоюза] нет единодушия. Но раскол оказался недолгим. Первую военную операцию [в Боснии] ЕС провёл как раз тогда, когда мы больше всего спорили по поводу бомбёжек Багдада".
Солана признал, что отношения ЕС с Россией "сложны, но не очень".
"Не думаю, что тут стоит что-либо преувеличивать. Да, мы разделены, но в то же время и едины. У нас проблема с энергетикой [из-за России, прерывающей поставки газа через Украину], но мы смогли остановиться на единой позиции. Мы вместе поддержали Польшу, когда Россия наложила запрет на ввоз польского мяса. Думаю, что имевшимися возможностями [улучшения отношений между Россией и НАТО] можно было воспользоваться намного лучше. Этого не случилось. Мы несём некоторую ответственность за то, что поступали недостаточно смело", - сказал он.