Во вторник Россия обнародовала ранее считавшиеся секретными документы, которые проливают свет на пресловутое убийство 75-летней давности, ставшее поводом для организованных советским диктатором Иосифом Сталиным чисток.
Таинственное убийство соперника Сталина Сергея Кирова, происшедшее 1 декабря 1934 года, не один десяток лет считалось одной из наиболее тщательно охраняемых загадок Кремля, так как тайная полиция немедленно засекретила многие из относившихся к нему ключевых документов.
Кирова, пламенного революционера-большевика, который был намного популярнее Сталина среди рядовых членов коммунистической партии, застрелил в коридоре у его собственного кабинета в Ленинграде, теперь носящем название Санкт-Петербург, человек по имени Леонид Николаев.
Историки давно подозревали, что Кирова приказал убить Сталин, стремившийся избавиться от соперника и потенциальной угрозы.
Однако документы, обнародованные во вторник российской контрразведкой, в числе которых дневник Николаева, публикуемый с разрешения сына, рисуют портрет разочарованного коммунистического функционера, действующего в одиночку под влиянием обиды и желания отомстить.
Николаев всеми силами старался подняться на верхи партийной иерархии Ленинграда, однако вместо этого его с понижением отправили на завод.
После того, как его выгнали из партии за «нарушение партийной дисциплины», не дали ему путевку в санаторий, несмотря на проблемы с сердцем, и перестали выдавать продовольственный паек, положенный аппаратчикам, Николаев решил отомстить Кирову.
«Хоть самого себя ешь - нет ни денег, ни продуктов... Для себя у них (у партийных лидеров) - гаражи с автомобилями, а для нас - сырой хлеб».
Большой террор
В декабре 1934 года после ускоренного процесса, военный суд признал Николаева и еще 13 человек виновными в участии в террористической организации «Ленинградский центр». Все они были незамедлительно казнены.
Этот якобы существовавший заговор, никаких сведений о котором в рассекреченных документах нет, дал Сталину повод начать по всей России первую волну массовых чисток. В 1937-1938 годах Большой террор достиг своего пика. Миллионы людей были убиты, у бесчисленного числа была сломана жизнь.
«После убийства Кирова в первом квартале 1935 года население Ленинграда сократилось на 35 тысяч человек», - заявила журналистам и ученым директор музея Кирова Татьяна Сухарникова.
«А ведь в городе не было ни холеры, ни чумы. Это была зачистка города - ссылки, казни, (концентрационные) лагеря», - заметила она, демонстрируя на электронном экране пожелтевшие страницы документов.
Новые данные подтверждают впервые выдвинутую в 1990 году политиком и историком Александром Яковлевым теорию, которая предполагает, что Николаев был «террористом-одиночкой», а не участником большого заговора.
"Я умираю по политическим убеждениям, - писал убийца через несколько недель после смерти Кирова. - Нет свободного выбора жизни, я должен умереть. Я хочу умереть с той же радостью, что и родился… Удар должен быть нанесен без малейшего промаха».