Руководитель программы по изучениию России и Евразии британского Королевского института международных отношений Джеймс Шерр является признанным экспертом по вопросам безопасности и международной политики в Европе, мнением которого интересуются первые лица на Украине и в России. "Главреду" он рассказал о том, на какого кандидата в президенты Украины будут делать ставку Россия, Европа и США, улучшатся ли украинско-русские отношения после выборов, и как "Газпром" будет стараться контролировать украинскую ГТС.
- На протяжении последних нескольких лет на Украине продолжительный политический кризис. Можно ли говорить о том, что Европа уже привыкла к такому положению вещей и потому многое не принимает во внимание?
- В свое время у Европы относительно Украины имелись определенные ожидания. Сейчас легко забыть о том, что во время первого срока президента Кучмы ожидания были незначительными, но быстро выросли, когда Украина в 1994-1998 годах делала реальные вещи. Кроме того, по очевидным причинам от Украины много ожидали после 2005 года. В отдельных ограниченных сферах эти ожидания оправдались, в частности в одной существенной сфере. Основная разница между настоящей Украиной и Украиной образца 2004 года в том, что сейчас фактически никто не боится властной верхушки и не имеет в этом нужды. Но когда речь идет о существенных вещах - отношений государства и бизнеса, желания и способности украинских лидеров поставить национальные интересы перед собственными личными и финансовыми интересами - Украина не оправдала ожиданий Европы. И это отрицательно повлияло на отношение Брюсселя к Киеву. В частности, во время этого финансового кризиса, когда Украина нуждается в более эффективных отношениях с ЕС, чем имела. Вдобавок, Украина нуждается в большей помощи от ЕБРР и МВФ. Сейчас во всех этих учреждениях почти общепринятой является мысль, что ни Президент, ни премьер-министр не выполнили взятые на себя обязательства. Это имеет очень серьезные последствия. Например, сейчас МВФ задерживает предоставление Украине четвертого транша.
- Пять лет назад в европейских СМИ о Ющенко и Януковиче говорили, как, соответственно, о проевропейском и пророссийском кандидатах. Сейчас в Европе избавились этой дихотомии относительно украинских кандидатов в президенты?
- Это журналистский традиционализм. И даже если эксперты обращаются к СМИ на Западе, они часто замечают, что их слова соответственно редактируют. Это делают не из-за политической заангажированности, а просто, чтобы чуточку упростить вопрос Украины для аудитории, которая о ней совсем ничего не знает. На Западе и в экспертных и во властных кругах знают, что реальность на Украине не отвечает этим стереотипам. Есть определенные беспокойство относительно ориентации Януковича по отношению к ЕС, России и НАТО. Но большинство экспертов и представителей власти на Западе понимают, что он не будет вести себя, как вассал России. Он является украинской фигурой и имеет собственное видение национальных интересов, так что о них и будет заботиться. Так же сугубо украинским политиком является и Юлия Тимошенко.
- Россия будет стараться повлиять на президентские выборы на Украине?
- Российское руководство сознает, что его действиями в 2004 году было причинено много вреда. Поэтому есть опасения, что это повторится. Признание этого было очень заметным во время встречи Владимира Путина и Юлии Тимошенко в Ялте. И именно из-за этого преимущество было на стороне Тимошенко, и она имела возможность им воспользоваться. Ведь если россияне выставили бы Украине штраф за недобор газа в тот момент, когда премьером является Тимошенко, на Украине это интерпретировали бы как поддержку Виктора Януковича и вмешательство во внутренние дела государства.
Поэтому то, что Тимошенко смогла получить от Путина, представляется настоящей поддержкой. И в определенной степени это так. По моему мнению, причина этого простая и довольно российская. Путин поддерживает Тимошенко потому, что или имеет для Тимошенко определенный весомый стимул или просто верит в ее победу. Путин и его соратники пришли к выводу, что вероятнее всего в президентских выборах победу получит Тимошенко, а не Янукович. Тем более, по их мнению, она победит независимо от того, поддержит ее Путин или нет. Именно поэтому лучше занять такую позицию.
Кто бы не выиграл на выборах, на настоящие намерения победителя (и влияние России) будут указывать новые назначения в сфере безопасности и обороны. Если между Тимошенко и Путиным существует определенная договоренность, то это свидетельствует о том, что ее оппортунизм в краткосрочной перспективе сильнее ее политических интересов в среднесрочной перспективе, ведь любая такая договоренность будет угрожать основам ее власти на Украине.
- Можно ли говорить о том, что премьер Путин поддерживает одну кандидатуру на украинских выборах, а президент Медведев - другую? И на кого, по вашему мнению, будут делать ставку США и ЕС?
- Августовское обращение Медведева к Ющенко отображает взгляды людей в окружении Владислава Суркова и Модеста Колерова. Либерально-государственный электорат Медведева лоялен к тому, что говорят эти люди. Возможно, Медведев этим обращением хотел чего-то достичь в России, но, очевидно, что на Украине он этим не достиг ничего. Путин и его команда к этому отнеслись более деликатно. Думаю, Путин понимает, что когда президентом станет или Тимошенко или Янукович, отношения Киева и Москвы будут важными, комплексными и трудными. Основной интерес России не изменился и не изменится. Он состоит в установлении главной роли относительно геополитической и геоэкономической ориентации Украины, которая, конечно, включает в себя энергетику. Несмотря на то, что состоялось в Ялте, риск атаки на украинскую ГТС позднее - возможно, уже весной следующего года - является значительным.
Сейчас ни в ЕС, ни у Вашингтона нет никакого желания поддерживать одного или двух наиболее рейтинговых кандидатов. Относительно каждого из них существует некоторый уровень неуверенности. Каждый из них является проблематичным. Янукович - с точки зрения Запада, не только из-за его видения НАТО или России, а и потому, что многие рассматривает его как часть прошлого. Его демократические достижения сейчас лучше, чем в 2005-м, но многие не верят в то, что он в самом деле понимает, что такое либеральная демократия. Беспокойство Запада относительно Тимошенко заключается в том, что она оппортунистка и непредсказуема. Риски договоренностей с ней - она может отказаться от них, как только они перестанут отвечать ее интересам.
Принимая во внимание этот анализ, многие люди, которые имеют дело с руководством и элитой Украины, разделяют мнение о том, что на этих выборах на Украине ЕС не имеет своего кандидата.
- В какой форме Россия будет поддерживать того или другого кандидата во время этих президентских выборов?
- Россияне будут стараться поддерживать наиболее вероятного победителя. Сейчас они не делают по крайней мере того, чего от них ожидали, - не штрафуют Украину за недобор газа. Вместе с тем Россия не забывает и о собственных интересах. Во-первых, отсутствие претензий с их стороны за недобор газа не оформили юридически. Контракт действует, а это означает, что возможность выставить штрафы Украине в будущем остается. Во-вторых, начиная с января 2010 года Украина потеряет 20-ти процентную скидку на газ. В-третьих, цена будет возрастать, так как повышается стоимость нефти. А это означает, что, как и раньше, Украине платить за газ будет чрезвычайно сложно.
Рост цены на транзит, о чем было договорено ранее, компенсирует затраты на закупку газа в определенной степени, но не будет соответствовать росту оплаты за российский газ для Украины.
Поэтому, если новый украинский президент и правительство не возьмут на себя обязательств провести серьезные реформы в энергетическом секторе, а также - в законодательстве и сфере инвестиций, Украина в коротко- и среднесрочной перспективе будет находиться под значительным давлением и, таким образом, Россия будет иметь те же рычаги для вмешательства, чтобы усложнять жизнь и торговаться за энергетическую инфраструктуру и ГТС Украины.
Поэтому отношения между Украиной и Россией в энергетическом секторе не изменились и не думаю, что изменятся, пока украинское руководство не обратится к шагам, которые помогут стране быть более платежеспособной и самодовлеющей.
- Т.е. Россия не отказалась от идеи контролировать украинскую ГТС?
- Да, не отказалась. Изменилась лишь тактика и временнЫе границы. Реализация этой цели кратчайшим путем вызвала бы кризис, который был бы кризисом для всего ЕС, а не только для Украины. Когда Россия будет настаивать на выплате штрафных санкций, хотя сама односторонне и бесцеремонно сократила импорт из Туркменистана без единой мысли о том, чтобы заплатить компенсацию или штрафные санкции, то в случае такого кризиса Украина сможет рассчитывать на поддержку ЕС. Поэтому, поскольку в российском энергетическом секторе возникли проблемы, россияне вынуждены заботиться о собственных целях более терпеливо и не так прямолинейно. Но упомянутые экономические факторы, стоимость энергоресурсов и платежеспособность Украины остаются прежними, и поэтому осуществляется давление на Украину.
- Энергетические советники Юлии Тимошенко убеждают, что украинской ГТС ничего не угрожает, ведь по украинскому законодательству - отчуждать ГТС запрещено. По вашему мнению, может ли это быть существенным препятствием для России, чтобы начать контролировать украинскую "трубу"?
- Пребывание Черноморского флота РФ после 2017 года - легально запрещено. И, конечно, его настоящее пребывание в Крыму противоречит украинской Конституции, к которой прибавили соответствующие положения. Но все волнуются, чтобы эта возможность не стала реальностью.
Законы можно изменять и обходить. Цели - достигать постепенно. Конечно, "Газпром" не будет покупать украинскую ГТС. Об этом речи даже не идет. Но можно себе вообразить общее управление с помощью консорциума, который будет выглядеть нероссийским, но, тем не менее, будет эффективно контролироваться "Газпромом" и его партнерами. Украине необходимо защищать себя от этих косвенных способов достичь той же самой цели - де-факто контроля за ГТС.
- Принимая во внимание вышеупомянутое, ожидают ли в Европе новый газовый спор между Украиной и Россией, которая приведет к новому энергетическому кризису?
- В зависимости от того, о ком говорить. Члены правительства и эксперты (в частности и эксперты из ведущих энергетических компаний) волнуются относительно возможности кризиса весной. Но в последнее время проинформированные люди об этом не волнуются.
Тем не менее, у представителей европейских парламентов, правительств и журналистов вызывает беспокойство повторение сценария 2008 года. Поэтому если такие ожидания не оправдаются в ближайшее время, то их внимание будет усыплено. Таким образом, проинформированным людям будет тяжело привлечь внимание тех, кто должен принимать решение в ЕС для решения проблем, которые возникнут в будущем.
- Подписание меморандума на саммите ЕС-Россия о системе раннего оповещения во время энергетических кризисов успокоило европейцев?
Это может успокоить европейцев, но, надеюсь, что не успокоило. В 1963 году американский президент Кеннеди и советский генсек Хрущев установили "горячую линию" между Белым домом и Кремлем. Но воспользовалась ли этой линией хотя бы одна из сторон, когда вспыхнула война в Грузии? Такая атмосфера прекрасна. Но нет технического решения фундаментальной проблемы, о которой идет речь и которая заключается в политических и экономических интересах.
- Каким образом Россия сможет использовать энергетический рычаг как фактор влияния на Украину в будущем?
- Шанс России использовать энергетику как инструмент резко уменьшается. Прежде всего из-за того, что ее основной инструмент - "Газпром" - значительно потерял рыночную стоимость. Также в связи с тем, что из-за экономического кризиса европейский рынок уже не настолько зависим от российского газа. В первой половине 2009 года объемы поставок российского газа в ЕС уменьшились на 32%. Вместе с тем объемы импорта других поставщиков - Норвегии, Алжира, Катара, Тринидада - возросли. Внутренние затраты "Газпрома" тоже увеличились. Энергетическая картина для России сейчас менее положительна, чем год назад.
Власть России в энергетическом секторе слабеет. Вопрос в том, смогут ли ЕС и Украина использовать эту возможность, дабы улучшить энергетическую инфраструктуру и сохранение энергетических ресурсов, а также диверсифицировать энергетический сектор.
- На протяжении последнего года Украина своевременно платила за российский газ. Тем не менее, Путин и Медведев неоднократно повторяли, что у Украины нет денег на газ. Означают ли такие заявления, что россияне готовят общественную мысль в Европе к новому кризису?
- Обычно. Украина в среднесрочной перспективе имеет проблемы с оплатой за газ (это не выдумка России). Поэтому когда произойдет кризис, то для россиян очень важно будет убедить европейцев в том, что Россия не виновна. Кроме того, особенно Путин старается морально шантажировать ЕС, дескать, Европа может здесь что-то сделать, если захочет.
Если достаточно людей поверит в это, то, при условии кризиса, кто-то начнет предъявлять обвинение Украине, а кто-то - самим себе. А мы - цивилизованные граждане ЕС - любим предъявлять обвинение себе за все проблемы в мире. В России это понимают и хотят использовать. Но я не думаю, что в этот раз это сработает.
- Украинско-российские отношения далеки от совершенства. В своем августовском послании к президенту Ющенко Медведев предъявил обвинение своему украинскому коллеге в ухудшении отношений между Украиной и Россией. Как вы думаете, после смены украинского президента украинско-российские отношения улучшатся?
- Мессидж состоял в том, что Россия имеет проблемы лишь с Виктором Ющенко. Если после того, как Ющенко оставит пост Президента, возникнут проблемы, то спросят - в чем причина, ведь Ющенко нет. Поэтому обращение Медведева, думаю, не было разумным способом повлиять на общественную мысль в Украине. Но оно могло служить для достижения определенных целей в России, где Медведев должен постоянно всем повторять, что если доходит дело до основных интересов, то нет жестче него.
- В сентябре в российской Госдуме прошел первое чтение законопроект, который разрешает использовать вооруженные силы вне границ России. Следует ли Украине из-за этого волноваться?
- Этот шаг имеет более политическое, чем военное или оборонительное значение. Без этого инструмента Россия использовала войска и раньше. Даже во времена Ельцина вооруженные силы и разведывательные службы использовали для того, что не предусмотрено в законодательстве. Соответствующее законодательство появилось позднее. Поэтому маловероятно, что присутствие или отсутствие такого положения будет влиять на поведение России там, где есть ее интересы.
Такое положение подчеркивает, что Россия имеет законное право прибегать к таким вещам в ответ на то, что будет происходить по соседству. Это еще один шаг, чтобы предупредить соседей и давить на них. Дмитрий Медведев, который всегда говорит о законе и его важности, похоже, не понимает, что для других людей - украинцев, грузин или, если на то пошло, финнов, шведов и британцев - вопрос не в том, есть ли закон, а в том, является ли закон сам по себе приемлемым. Если есть то, что узаконивает неприемлемое поведение, оно не становится таковым лишь потому, что есть соответствующий закон, который его легализует.
Перевод: Антон Ефремов