То и дело слышатся прогнозы о том, что влияние Европы в мире будет сходить на нет; что администрация Обамы теряет интерес к Европейскому Союзу; и что, наконец, трансатлантическим связям наступил конец.
Что верно, то верно. Евросоюз всё ещё не повзрослел, и зачастую ему трудно делать домашние задания.
Несмотря на то, что Вашингтон отошел от однополярности в своей политике, отношение к США осталось тем же. Обама выступает в одиночку в отношениях с Россией, Китаем или Бразилией, а Европа говорит вполголоса, когда другие говорят во всеуслышание. Америку всё больше напрягает отсутствие европейского ответа. Страны Евросоюза занимают разные позиции по вопросам энергоснабжения и расширения на Восток; они не выработали единой позиции в отношении Китая, России, Ирака, Ближнего Востока, Афганистана или Пакистана. Кризис ударил по Евросоюзу больнее, чем по другим, и если он не усилит конкурентоспособность своей экономики, то вскоре утеряет статус зоны всеобщего благоденствия.
Скудные итоги азиатского турне Обамы предлагают нам несколько вариантов развития ситуации. Помимо расхождений с Китаем –по вопросу стоимости юаня, сокращению выбросов парниковых газов– наверное, в современном глобализованном мире такие ценности и институты как свобода и демократия должны играть важную роль при установлении тесных и плодотворных отношений.
Пока что американо-китайской G-2 не существует, если только не рассматривать этот альянс в качестве тормоза для создания системы всемирного рационального управления. Россия идёт своим путём. Бразилия или Индия всё ещё мало заметны в мировых делах. А тенденции, которые прослеживаются на ближайшие три десятилетия, предполагают столь же линейный рост развивающихся стран, как и упадок США и Европы.
С научной точки зрения такой прогноз ошибочен. Достигнув точки прогиба, развивающиеся страны воспроизведут, а глобализация ещё и усилит, все социальные, политические, демографические и экологические проблемы самых промышленно развитых стран. Такой подход неприемлем также и политической точки зрения. Для ЕС сейчас не время снимать свою кандидатуру главного стратегического партнёра США, тем более после подписания Лиссабонского договора, предоставляющего такое количество возможностей.
Дело не только в том, что нас связывают серьёзные экономические отношения: более половины мирового валового продукта, около 80% помощи на цели развития, миллионы рабочих мест в филиалах предприятий, действующих в США и Европе, одна треть мировой торговли товарами и более 40% мировой торговли услугами. И существуют реальные возможности для того, чтобы говорить на одном политическом языке.
Что нового привнесла администрация Обамы? Прежде всего то, что, если европейские лидеры сумеют занять единую позицию, то отношения с США могут стать инструментом, который поможет ЕС выйти из кризиса, углубить интеграцию и занять своё достойное место в ряду мировых держав. Благодаря этому, у Европы будут свои механизмы прогноза и координации экономического развития. Мы сможем самостоятельно обеспечивать свою безопасность и развивать взаимовыгодное сотрудничество с США в самых широких областях: в перспективном развитии новых энергетических моделей; на новых региональных пространствах безопасности и в реформировании мировых экономических институтов. Давайте оставим в стороне психологические рефлексы –угасающий атлантизм или европейский изоляционизм -, мешающие нам смотреть вперёд. Ощущается нехватка лидеров, но есть возможности для проявления политической воли.
В докладе, подготовленном под руководством профессора Дэна Хамильтона (Dan Hamilton) «Плечом к плечу: выковывая стратегический альянс США-Евросоюз» (Shoulder to Shoulder: Forging a Strategic US-EU Alliance), приводятся до 10 важных инициатив, ждущих своего осуществления начиная с 2010 года. Их воплощение в жизнь могло бы способствовать созданию большого стратегического союза. Начиная с положения о трансатлантической солидарности и заканчивая созданием общего американо-европейского рынка, свободного от барьеров, который мог бы вывести из тупика Доха-раунд (многосторонние торговые переговоры в рамках ВТО); заключением договоров о новых и более рациональных формах мирового управления с целью обеспечения устойчивого энергоснабжения, замедления глобального потепления; проведением более эффективной политики в интересах развития и совместного предоставления гуманитарной помощи. А впоследствии – расширенное атлантическое пространство, соединённое со всем американским континентом и Африкой.
Встреча в верхах ЕС-США, намеченная на май 2010 года, 15 лет спустя после подписания Новой трансатлантической программы, предоставляет Испании возможность дать толчок большому числу этих инициатив. Сегодня мы должны вновь взять на себя обязательство ответить на глобальные вызовы, уходящие своими корнями в прошлое. Обязательство, которое никогда не выполнялось. Как ни странно это покажется, отсутствие проблем превращается в препятствие для стратегического партнёрства: в отличие от отношений с Китаем или Россией, между ЕС и США нет ощущения упускаемого времени, нет драматизма. В силу этого, перед правительством Испании стоит сложная и ответственная задача: создать огромный положительный политический накал, который должен привлечь внимание, как европейских, так и американских политических кругов.
Мы должны подать пример в момент относительной слабости. Во-первых, мы должны со всей решимостью встать во главе двух лиссабонских процессов: системообразующего, то есть закладывающего принципы строительства новой Европы и закреплённого в Лиссабонском договоре, и Программы новой модели устойчивого и конкурентоспособного экономического развития. Во-вторых, нам следует нацелиться на достижение конкретных результатов на следующих встречах на высшем уровне (со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, Канадой, со средиземноморскими странами), которые нам предстоит провести в 2010 году; на переговорах по пересмотру Договора о Нераспространении ядерного оружия, а также совместно и плодотворно готовиться к встрече с Обамой.
Мы не имеем права упустить исключительную политическую ситуацию, сложившуюся по обе стороны Атлантического океана. На карту поставлено создание G-2, которое может привести к созданию системы всемирного рационального управления.
Висенте Паласио участвовал в качестве представителя Фонда Альтернативы (Fundación Alternativas) совместно с Королевским Институтом Элькано (Real Instituto Elcano) в подготовке доклада под руководством Дэна Хамильтона и Фрэнсиса Дж. Бурвелла (Frances G. Burwell) «Плечом к плечу: выковывая стратегический альянс США-Евросоюз» Shoulder to Shoulder: Forging a Strategic US-EU Alliance.