В Швейцарской конфедерации отныне запрещено строительство минаретов – так решило большинство граждан этой страны, принявших участие во всенародном голосовании, состоявшемся в минувшее воскресенье.
В референдуме, который был инициирован правящей консервативной Швейцарской народной партией и правопопулистским Швейцарским демократическим союзом, участвовало необычно большое для страны количество избирателей. При этом 57,5% проголосовавших высказались в поддержку инициативы о запрете на возведение новых минаретов, а 42,5% – против. Вопрос, выносимый в Швейцарии на референдум, считается решённым, если за него высказались не только большинство населения страны, но и одобрили большинство кантонов. Так получилось и на этот раз – скептически отнеслись к запрету на минареты только четыре кантона – Женева, Базель, Ваадт и Нойенбург.
В отличие от Федеративной Республики, в Швейцарии проживает не такое уж огромное количество мусульман – всего около 400 тысяч. А для того, чтобы пересчитать все местные минареты, достаточно пальцев на одной руке: только к четырём швейцарским мечетям пристроены башни. При этом один из минаретов – в Цюрихе – построен ещё в 60-х годах прошлого века и до сих пор ни у кого никаких протестов не вызвал.
Празднуя свою неожиданную победу, швейцарские правые говорят теперь о том, что против мусульман они ничего не имеют. Но, как утверждает Оскар Фрайзингер (Oskar Freisinger), член парламента от Народной партии, минаретов швейцарцы не хотят, так как это «символ политизированного и агрессивного ислама и мусульманского закона».
В Федеративной Республике итоги швейцарского референдума вызвали бурную реакцию. Иначе, наверное, и быть не могло – ведь в Германии проживают 4,3 млн. людей (пять процентов населения!), исповедующих ислам. Но «серьёзную озабоченность» вотумом швейцарцев выразили не только представители немецких мусульманских организаций. Так, один из лидеров «зелёных», председатель Евангелической церкви в Германии Катрин Гёринг-Эккарт (Katrin Gring-Eckardt) уже заявила, что такой результат – «свидетельство нетерпимости христианского большинства населения Швейцарии, сигнал неприятия мусульман и обращённый к ним призыв покинуть страну».
Попытался несколько снизить эмоциональный накал дискуссии глава комитета Бундестага по внутренней политике, член ХДС Вольфганг Босбах (Wolfgang Bosbach). Консервативный политик назвал итоги референдума «выражением страха перед исламизацией общества», который широко распространён и в Германии. По его мнению, не стоит высокомерно критиковать волеизъявление швейцарцев, а нужно серьёзно относиться к опасениям людей.
Считается, что граждане Швейцарии сказали своё «нет» минаретам в том числе и в связи с ухудшающейся ситуацией на рынке труда, когда на каждое рабочее место стали претендовать много иностранцев. К тому же, согласно статистическим данным, в последние годы в связи с наплывом беженцев, особенно из стран бывшей Югославии и Ближнего Востока, швейцарская социальная система стала испытывать значительные трудности. Не добавила оптимизма швейцарским избирателем и история с сыном ливийского лидера Каддафи. Мужчина был арестован в одном из фешенебельных отелей Женевы в связи с тем, что он избил гостиничных служащих. В ответ ливийский диктатор, живущий по своим законам, закрыл для Швейцарии «нефтяной краник» и без каких-либо оснований арестовал двух швейцарских бизнесменов, находившихся в его стране. До сих пор не помогли даже личные извинения президента Швейцарии!
Как утверждает один из самых авторитетных немецких публицистов Хуго Мюллер-Фогг (Hugo Mueller-Vogg), которого вряд ли можно заподозрить в антиисламских настроениях, референдум по такому же вопросу в Германии принёс бы такой же, как в Швейцарии, результат. «Ведь минарет – это не только символ одной из религий, это символ абсолютно другой культуры», – считает публицист. Возможно, именно поэтому в Федеративной Республике со времён окончания Второй мировой войны и не проводятся референдумы?