Несколько дней назад, в итальянском городе Риети, мне удалось услышать интервью одного человека, вернувшегося из военной кампании в России. Разговор вели замечательные ребята – ученики старших классов одной из средних школ. Девяностолетний Анжело Блазетти выглядел необычайно молодо и имел спокойный, уверенный вид, учитывая, что его сознательный жизненный опыт насчитывает уже более 65 лет. Он рассказывал так, как будто в этом не было ничего особенного. "Шла война, которая впоследствии стала одной из самых трагических. Суровая русская зима была в самом разгаре, морозы иногда доходили до -40 градусов, снег был очень глубокий и плотно покрывал всю землю. На нас нападали со всех сторон во время нашего отступления. Мы уже понимали, что нам грозит поражение". Он рассказывал о десятках тысяч погибших товарищах, о том, как было сложно выжить. Я заметил в его глазах беспокойный блеск, когда он говорил о десятках тысяч пропавших без вести. Может быть они погибли, может их взяли в плен, а возможно их не выпустили из Советского Союза и сослали в Сибирь.
Личный состав итальянского экспедиционного корпуса был отправлен на российский фронт в июле 1941 года. К нему примкнули еще более 60 тысяч человек из южной Украины. Итальянцы вместе с немцами продвинулись вплоть до западного берега реки Миус. Они постоянно получали подкрепление, а в июле 42 года была создана Армия Италии в России (АРМИР), насчитывающая 230 тысячи человек, сосредоточенных по большей части на первой линии фронта. У них было 25 тысяч «четвероногих воинов», 22 тысячи механических средств передвижения, 940 пушек и 64 самолета. Восемь миллионов солдат, собранных в Европе и в Африке, прилагали огромные усилия. Но война обещала быть победоносной.
Во время Сталинградской битвы итальянские войска защищали левый фланг немецких войск, потом они выстроились вдоль бассейна реки Дон, чтобы защитить от советских контратак линию фронта протяженностью в 270 км. Этот фронт был слишком велик, особенно в разгар зимы. Первые атаки были отражены, однако 17 декабря Красная Армия, благодаря своим бронетанковым отрядам, заставила отступить почти все итальянские войска, которые потом были окружены. Команда к отступлению была дана с непозволительным опозданием лишь 17 января 1943 года. У итальянцев не было необходимой одежды и средств передвижения. В таком состоянии довольно большое количество итальянских солдат должны были вести бесконечное отступление, подвергаясь нападкам регулярных войск и партизанских отрядов. Этот бесславный поход продолжался до конца марта, и нашел свое отражение в мучительных воспоминаниях Джулио Бедески в книге «Сто тысяч котелков льда».
Потери составили более половины всего контингента. 70 тысяч человек были взяты в плен, из которых только 10 тысяч вернулись на родину в период с 1946 по 1954 год. Родственники тех, кто не вернулся, не теряли надежды, что их родные выжили, но были вынуждены остаться на огромной советской земле. Некоторым хотелось думать, что их близкие сами решили остаться, лишь бы верить, что они живы.
К сожалению, более реалистичной представляется версия, что 50 тысяч итальянцев умерли от лишений на пути в лагеря военнопленных, или погибли в концлагерях, где с ними обращались нечеловеческим образом. Пленники были лишены не только самых элементарных прав, но и человеческого достоинства. «Сто тысяч котелков льда» - это книга о сражениях и отступлении, история же военнопленных прекрасно отражена римским журналистом Винченцо ди Микеле в драматическом повествовании «Я - российский пленник». Отца автора, Альфонсо, двадцатилетним мальчишкой отправили на Дон. Впоследствии его задержали, после чего он провел 4 года в концлагерях Сибири и в трудовых лагерях в Казахстане. Альфонсо стал одним из немногих счастливчиков, кому удалось вернуться.
После войны все попытки итальянских властей узнать что-либо о военнопленных были напрасны. Тогда люди часто обсуждали, почему к этому делу не подключился Пальмиро Тольятти, важный деятель Коминтерна. Только в 1989 году, после распада коммунизма, начался процесс репатриации останков. На сегодняшний день были доставлены на родину останки 4000 погибших. Работа с бывшими советскими архивами была и остается крайне затруднительной. Однако подарок Лукашенко Берлускони, представляющий собой документы из архивов КГБ, позволит пролить свет на множество темных пятен истории, на смерти и страдания отдельных людей. Быть может, он заставит улыбнуться и Анжело Блазетти из Риети, 1919 года рождения, выжившего во время войны.