СТАМБУЛ, Турция - Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что его страна сама будет обогащать ядерное топливо. Этим заявлением он, по сути дела, отверг поддержанное ООН предложение, которое могло снять опасения западных стран относительно иранской ядерной программы.
Ахмадинежад дерзко заявил в среду, что Иран устал от непрекращающегося спора по поводу выдвинутого предложения об обмене топливом, в рамках которого он должен вывезти из страны свой низкообогащенный уран с уровнем очистки менее 5%, а взамен получить нужное ему 20% обогащенное топливо.
"Я заявляю, что Божьей милостью иранский народ будет сам производить 20% обогащенный уран, а также все, что ему необходимо", - сказал Ахмадинежад многотысячной толпе, собравшейся в городе Исфахан. Это последний выпад Ирана в ядерной дуэли с Международным агентством по атомной энергии, а также с пятеркой постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германией.
Однако аналитики сомневаются, что Иран располагает достаточными техническими и промышленными возможностями, чтобы выполнить обещание. Сомневаются они и в правдоподобности прозвучавшего в воскресенье заявления о резком наращивании объема работ по ядерному обогащению.
Насколько известно, Иран не обладает технологиями для самостоятельного изготовления топливных стержней. Франция и Аргентина это фактически единственные страны, способные поставить то топливо, которое нужно Ирану для его небольшого реактора по производству медицинских изотопов в Тегеране.
На прошлой неделе МАГАТЭ осудило Иран
Соединенные Штаты возглавили усилия западных стран, направленные на достижение договоренности, предусматривающей сокращение количества находящегося в стране ядерного материала, который гипотетически можно обогащать до более высокой степени, вплоть до 90%, из которого создавать ядерное оружие.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в ходе голосования на прошлой неделе подавляющим большинством голосов осудило Иран за то, что он с запозданием заявил о имеющемся у него небольшом ядерном объекте на 3000 центрифуг, который спрятан в подножии горы неподалеку от города Кум. Объект этот инспекторы обнаружили в сентябре, когда было заявлено, что он находится на "продвинутом" этапе строительства.
Иран назвал решение МАГАТЭ незаконным. В качестве ответного шага кабинет министров Ахмадинежада утвердил в воскресенье план строительства 10 новых промышленных предприятий по обогащению урана. Это означает 50-кратное увеличение мощностей по обогащению и доведение количества действующих центрифуг до полумиллиона с лишним. Если заявление Ахмадинежада соответствует действительности, то на выполнение этой программы уйдут десятилетия.
Как сказал Ахмадинежад во время прозвучавшего во вторник телеобращения, эти планы "не блеф".
Однако по словам аналитиков, такие громогласные заявления о новых программах, звучащие в последние дни, вызывают большое сомнение, если взглянуть на действующую ядерную программу Ирана, история развития которой далеко не блистательна. Весьма наглядным подтверждением этих сомнений являются те многочисленные проблемы, с которыми сталкивался Иран во время строительства своего первого крупного завода по обогащению в Натанзе. Там по проекту планировалось установить примерно 50000 центрифуг, однако спустя десятилетие смонтировано всего 8700.
"Ирану придется, видимо, очень существенно увеличить свои мощности, если он намерен хотя бы приблизиться к этой новой цели", - говорит научный сотрудник из нью-йорского Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Майкл Леви (Michael Levi), который вот уже много лет следит за иранской ядерной программой.
"В реализации своей программы они по-прежнему очень сильно зависят от импорта материалов, - отмечает Леви, написавший монографию под названием "On Nuclear Terrorism" (О ядерном терроризме), - Иран широко забрасывает сети, пытаясь получить нужные материалы и оборудование, поскольку с надежными прежде поставщиками ему приходится все труднее… Ситуация для Ирана усложняется".
Ограничения были ужесточены с введением трех пакетов санкций Совета Безопасности ООН, санкций США, а также целого ряда других ограничительных мер двустороннего и многостороннего характера, инициированных США, Европой и Израилем. Среди этих мер, согласно имеющейся информации, есть даже диверсионные акции по недопущению поставки некоторых ядерных компонентов из-за рубежа.
В последние годы Ирану приходится принимать проектные решения "в меньшей степени исходя из оптимального технического маршрута, так что возможность закупать определенные вещи становится в этом плане главным элементом", отмечает Леви. "Это как игра в кошки-мышки … Это непрекращающаяся борьба".
Отслеживание закупочной сети Ирана
Эта борьба помогла американской и западной разведке прийти к выводу, что объект возле города Кум, расположенный на территории военной базы Стражей исламской революции и носящий название "Фордо", является ядерным.
Заявления администрации Обамы "заставили меня поверить в то, что мы смогли довольно глубоко проникнуть в их сеть закупок, по крайней мере, в некоторые ее части", потому что поставка определенных материалов стала подтверждение наличия на этом объекте центрифуг, заявил эксперт по нераспространению из американского правительства, попросивший не называть его имя. "Мы знаем, что они отправились за покупками, и мы пытаемся это остановить".
Этот аналитик отмечает, что Иран в последние месяцы замедлил процесс монтажа новых центрифуг, а также заявил в конце сентября, что сосредоточит усилия на более современных и эффективных центрифугах.
Иран очень резко отреагировал на критику МАГАТЭ. В среду Ахмадинежад заявил: "Западные страны вновь продемонстрировали, что они не привержены духу и букве закона. Они используют международные организации в качестве инструментов… эпоха таких ребяческих игр закончилась".
Ранее иранский президент особо выделил Россию, которая строит единственную в Иране атомную электростанцию в Бушере. "Россия сделала ошибку, - сказал во вторник Ахмадинежад, - она неточно оценивает сегодняшнюю ситуацию в мире".
Агентство Reuters сообщило в среду из Москвы, что Россия присоединится к любому "консенсусу" в отношении дополнительных санкций против Ирана. Официальные представители США отмечают, что если не удастся достичь компромиссной договоренности, обеспечение такого консенсуса станет главным приоритетом в новом году.
Хотя все решения по ядерным и другим важнейшим государственным вопросам принимает Высший руководитель аятолла Сейед Али Хосейни Хаменеи (Seyyed Ali Khameini), Ахмадинежад своими заявления уменьшил шансы на заключение компромиссной сделки по обмену топливом. С учетом действующих ограничений непонятно, каким образом Иран намеревается наращивать свою производственную базу.
"Учитывая то, что на сегодня продемонстрировали иранцы, будет удивительно, если они смогут изготовить хотя бы минимальное количество центрифуг, необходимых им" для объявленного расширения производства, говорит эксперт из американского правительства. "У Ирана нет больших запасов собственного урана. Думаю, его не хватит даже для работы реактора размером с бушерский, не говоря уже о работе такого огромного количества центрифуг. Это абсурд".