Забавные возникают ощущения – нос улавливает сосновые нотки (похоже на специальную ванну для ног), а также ароматические добавки для сауны. В это же время небо сообщает о наличии лимонной кислоты, сахара и эвкалиптового масла. Пить напиток «Wostok» непривычно только в первый раз. Кроме того, в этом лимонаде меньше углекислоты, и это настоящая бомба замедленного действия, предупреждает 40-летний Йорис ван Вельцен (Joris van Velzen). Улыбаясь, он добавляет: «При отрыжке распространяется запах сосны». Чаще всего сразу после одной бутылочки становится ясно, полюбишь ты этот напиток или нет. Реакция на «Wostok» разная. Одни говорят: «Ой, этим можно только белье полоскать!». Другие не скрывают восторга: «Ароматный, вкусный».
Ван Вельцен считает, что у напитка «еловый привкус». В конце мая этот уроженец Голландии представил в берлинском районе Кройцберг (Kreuzberg) свой новый газированный напиток на травах. И не без успеха. В месяц он продает 15 000 бутылок, никакой рекламы - только сарафанное радио. Тем временем «Wostok» продается уже 170 берлинских барах, кафе и ночных киосках.
Как и другие напитки типа Bionade – Club Mate, Zisch, Aloha, Beo, Sutherlandia, есть еще берлинский энергетический напиток из гуарамы под названием Skull (и это только некоторые из них), газировка Wostok продается в тусовочных районах Берлина, например, в Фридрихсхайн и Кройцберг. Именно здесь в складском подвале на улице Ам Темпельховер Берг (Am Tempelhofer Berg), где раньше разливали пиво Schultheiss, теперь дальний, очень дальний Восток ван Вельцена. И каждый раз, когда у него звонит телефон, - на линии Москва. Он прожил в России в общей сложности 19 лет и запечатлел на фотографиях последние дни Советского Союза. Понятно, он должен был что-то пить, и тогда он случайно наткнулся на еловый шипучий напиток под названием «Байкал». Его в 1973 году изобрела теперь уже 70-летняя Галина Леонтьевна, работавшая в «Государственном институте безалкогольных напитков, искусства пивоварения и винокурения Академии сельскохозяйственных наук СССР». Напиток был разработан по заданию КПСС, как советский ответ Пепси-Коле. Вот некоторые ингредиенты: корни таежных трав, хвойное масло, зверобой, эвкалиптовое масло, кардамон, вода и сахар.
После того как СССР отдал богу душу, Йорис ван Вельцен занялся репортажной и рекламной фотографией в бурно развивавшейся Москве, кишащей нуворишами. В 2006 году Москва ему надоела, и он с женой и детьми перебрался в берлинский район Кройцберг. Однако в прошлую кризисную зиму с заказами на фото стало как-то туго, и тогда ему в голову пришла мысль о том, что надо начать производить любимый газированный напиток «Байкал». Упоминавшийся уже государственный институт предоставил ему рецепт Галины Леонтьевны, но ван Вельцен сразу вычеркнул из него запрещенный в Германии зверобой, сахар убрал вообще, и разработал шикарный дизайн в стиле ретро. После этого он попытался разыскать в Берлине или в Бранденбурге промышленную сокодавильню, но не нашел. Пришлось поехать в Гессен, где и появился на свет его «Wostok».
Но какое отношение эта шипучка имеет к району Кройцберг? «Ну здесь у меня все – сердце, мозг, штаб-квартира и склад», улыбается он и заявляет, что его шипучка как раз подходит для анархически настроенного Кройцберга. Но и для Берлина, конечно же, ведь это одновременно и крупный международный центр, и деревня, где никто никуда не спешит.
«Wostok» стал одной из 80 новых марок лимонада, которые в этом году появились на рынке в Германии. Но это ван Вельцен осознал только задним числом. Теперь его лозунг – сначала действовать, потом думать. Для проведения анализа рынка у специалиста в области рекламы нет ни времени, ни денег. И, тем не менее, он так уверен в будущем своего напитка «Wostok», что Галина Леонтьевна в Москве уже разрабатывает для него новый рецепт. На этот раз это будет вкус березового сока. Само собой, из тундры.
Йорис ван Вельцен не хочет иметь ничего общего с коммунистическим китчем, хотя дизайн «Востока» слегка и напоминает забавные картинки с интернет-странички, посвященной советской эстетике. «Тогда бы я назвал мой лимонад «Калашников» и изобразил бы на нем танк», замечает он. А что же он сам предпочитает пить? Крестный отец новой шипучки на секунду задумывается, а затем, улыбаясь, признается: «Солодовое пиво».