Вашингтон, по-видимому, надеется на транспортировку газа по давно планируемому Транскаспийскому газопроводу протяженностью 1641 км. По данному маршруту центральноазиатские энергоресурсы будут поставляться в Азербайжан в обход России, а оттуда туркменские углеводороды направятся в Европу по другому давно планируемому газопроводу – "Набукко".
Как заявил на состоявшейся 17 ноября в Ашгабате пресс-конференции Дэниел Стейн (Daniel Stein), являющийся помощником спецпредставителя США по энергетическим вопросам в Евроазиатском регионе Ричарда Морнингстара (Richard Morningstar), существует возможность достичь договоренность о транспортировке природного газа по Каспию без предварительного достижения соглашения о территориальном разграничении моря. Переговоры о заключении комплексного соглашения по Каспию уже давно буксуют на месте.
Из Ашгабата Стейн направил свои стопы в Баку, где 18 ноября встретился с главой внешнеполитического ведомства страны Эльмаром Мамедъяровым. Министерство иностранных дел в Баку никак не пожелало прокомментировать вопрос о том, рассматривает ли азербайджанское руководство предложение Стейна. "Если подобное предложение будет адресовано Азербайджану, Баку рассмотрит его. Должен, однако, подчеркнуть, что на это требуется и согласие другой стороны [Туркменистана]", – отметил пресс-секретарь МИД Эльхан Полухов.
В своем интервью газете "Известия" от 26 ноября замминистра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов выразил мнение, что Азербайжан и Туркменистан могут последовать примеру России и Казахстана, создавшим соответствующий прецедент в решении территориального вопроса, договорившись о разделении спорных оффшорных месторождений по принципу "50 на 50".
Местные аналитики скептически относятся к возможности того, что предложение США может помочь превратить Транскаспийский трубопровод в реальность. Туркменистан никак не обозначил своей готовности вести дела с Западом, считает глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан. Отсутствие туркменского президента Гурбангулы Бердымухаммедова на ноябрьской нефтегазовой конференции в Ашгабате "продемонстрировало, что его правительство не желает сотрудничать [с зарубежными инвесторами] и не собирается давать никаких политических гарантий", отмечает он.
Азербайджан мало что может поделать, чтобы переломить эту ситуацию и подтолкнуть Ашгабат к урегулированию разногласий между двумя странами, добавляет Шабан.
Переговоры о разделе Каспия ведутся с момента распада СССР в 1991. Азербайджан, Казахстан и Россия желают установить для Каспия 22-километровую зону территориальных вод. Туркменистан и Иран рассматривают Каспий как озеро. А это, по их мнению, означает, что его воды надо разделить на пять равных частей.
Переговоры между Азербайджаном и Туркменистаном по данному вопросу активизировались в конце 2006 года после прихода к власти президента Бердымухаммедова. В 2008 году было высказано предложение о совместной разработке спорных оффшорных нефтегазовых месторождений. Но вскоре эта идея была оставлена. В июле Бердымухаммедов дал поручение своим юристам изучить претензии Азербайджана на три каспийских месторождения и направить свои выводы в международный арбитраж.
На взгляд другого бакинского аналитика, заявление Стейна является со стороны Вашингтона неким политическим шагом, призванным подтолкнуть Баку и Ашгабат вернуться к урегулированию территориального вопроса. "Хотя и можно считать это шагом вперед, я не ожидают быстрых результатов и легкого разрешения спора, поскольку в регионе доминируют интересы России, которая сама стремится транспортировать газ из Каспийского региона в Европу", – говорит директор центра политических исследований "Атлас" Эльхан Шахиноглу.
По словам же пресс-секретаря министерства иностранных дел Полухова, "конструктивные переговоры" с Ашгабатом по вопросу разграничения Каспия на "базе международных правовых норм" продолжаются.