Россия принимает новую военную доктрину: вместо огромных вооружённых сил, способных мобилизовать до 20 миллионов человек (как во времена СССР), предполагается иметь компактную и высокоманёвренную армию, оснащённую сверхсовременным оружием, причём упор будет делаться на силы ядерного сдерживания. Вооружённые силы должны быть готовы в любой момент к нанесению упреждающего удара, в том числе и с применением ядерного оружия, в случае возникновения любой угрозы, включая локальную.
Идея сама по себе не новая, но после войны с Грузией она снова заняла первое место среди политических и технических проблем Кремля. В ходе того кавказского конфликта, когда российским войскам противостоял противник, намного уступавший им по всем показателям, стало ясно, что состояние вооружённых сил России вызывает серьёзные опасения. Не только традиционная организационно-штатная структура (полк – бригада –дивизия - армейский корпус) мешала оперативности действий. Проявившиеся недостатки были такими, что даже чуть более сильный противник, чем Грузия, создал бы для России серьёзные проблемы.
Та война выявила такие недостатки, перед которыми меркнут злоупотребления генералов и вся злобная критика в адрес армии вообще. Помимо изношенности обычных вооружений, недостатки проявились в подготовке офицерского корпуса (большинство командиров не имело оперативного опыта) и его организации. Сержантов было так мало (и, к тому же, они были так плохо подготовлены), что большую часть отводившихся им задач во время войны с Грузией пришлось решать младшему офицерскому составу.
Наряду с этими чисто техническими соображениями, мощным двигателем планируемых реформ является экономика. Та структура вооружённых сил, с которой СССР вступил во Вторую мировую войну (в пекло боевых действий бросались миллионы солдат), оказалась разрушительной для путинской России. Теперь она, как и США, делает ставку на наукоёмкие технологии с целью повышения эффективности вооружённых сил и сокращения расходов на содержание профессиональной армии, оснащённой по последнему слову техники. На рассмотрение в Государственную Думу представлены законопроекты, устанавливающие численность вооруженных сил в размере 1,3 миллиона человек и ещё 700 тысяч в запасе. Главным звеном командного звена станут 200 тысяч хорошо подготовленных сержантов (курс боевой учёбы составит 34 месяца), а численность офицерского корпуса будет равна 195 тысячам человек. И, наконец, в организационном отношении вооружённые силы будут разбиты в основном на бригады, оперативные командования и военные округа, поскольку война с Грузией выявила неэффективность традиционной структуры полк – бригада – дивизия – военный округ. Подвергнутся сокращению и такое традиционное средство ведения войны как танки: их количество планируется сократить более чем в десять раз, примерно до 2.000 единиц.
Ядерный арсенал будет составлять порядка двух тысяч боеголовок с улучшенными техническими характеристиками.
Но если эта реформа выглядит впечатляюще с чисто военной точки зрения, то в политическом плане она предполагает принципиально новый подход к вопросам военной безопасности. Российское руководство перестало рассматривать НАТО и США как главную угрозу для России и допускает возможность возникновения конфликтов в Азии и Средней Азии, на которые Россия должна ответить нанесением упреждающих ударов с применением ядерного оружия, компенсируя таким образом меньшую численность своих вооружённых сил в возможных конфликтах на азиатском континенте.
Россия проводит модернизацию армии, чтобы устранить серьёзные недостатки, выявленные в ходе войны с Грузией.