Путину не грозит безработица, если он по какой-то мистической причине останется без должности покорного слуги народа. Несмотря на посредственные в свое время карьерные успехи на оперативной разведывательной работе в Восточной Германии, он показал великолепный талант на новой жизненной стезе – в коллективной психотерапии.
Можно подумать, что этим искусством должен в определенной мере обладать любой государственный руководитель, но Путин – это своего рода класс.
Людям, подобным ему и Фиделю Кастро, место в пантеоне великих, способных часами в online режиме сводить людей с ума. Вчерашний «скромный» четырехчасовой марафон явно был бы не под силу западным слабакам-демократам.
Многие люди старше 30 лет, очевидно, помнят еще звезду Центрального телевидения Анатолия Кашперовского, который в 1989 году в круговороте запутанных времен при помощи телевещания проводил психотерапевтические сессии для советских граждан.
«Welcome back to 1980s!» можно было бы сейчас сказать со всем основанием, так как курс нынешней прямой линии был деловито взят на умиротворение неспокойного в условиях кризиса народа и введение его в полусонный транс.
Еще на заре нынешних экономических трудностей, в СМИ России расходился кругами по воде появившийся в газете «Ведомости» гипотетический сценарий о возникновении беспорядков в одном моногороде, которые затем распространяются как смертельная для вертикали власти чума прежде всего по другим аналогичным моногородам, а затем и по всей стране.
Вчера, правда, автора статьи не упоминали ни разу, но все без исключения прямые включения производились именно из цехов монозаводов таких моногородов. Поэтому примерно после второго прямого включения вчерашняя прямая передача стала надоедливой, нацеленной на духовную профилактику с многочисленными повторами.
Проблема ведь везде одна – в изменившейся экономической ситуации сократилось число заказов для крупной промышленности. Это возможные увольнения, принудительные отпуска, невыплаченные зарплаты и неуверенность перед будущим.
«Что делать?» спрашивают рабочие. И премьер-министр в ответ начинает длинную речугу о предпринимаемых правительством мерах, с перечислением миллиардов, нацеленных на оздоровление этого сектора экономики, но которые до задавших вопрос явно никогда не дойдут.
Навряд ли в Европе есть еще главы правительств, в компетенцию которых входит организация договоров о поставках конкретным заводам, распределение жилья ветеранам Отечественной войны, изображение Деда Мороза для маленьких девочек (на сей раз Путину пришлось пообещать всем школьникам одной сельской школы компьютеры, так как сейчас их там только три) и роль тамады (один из вопросов, отобранных самим Путиным из интернета, звучал так: Мне сегодня, 3 декабря, исполняется 55 лет. Не могли бы вы поздравить меня по этому случаю по телевизору?).
Для подобного метода деятельности руководителя государства в Росси пару лет назад даже изобрели термин: «ручной режим».
Вот и решает Путин уже несколько лет в «ручном режиме» чрезвычайно эффективно ситуации, кажущиеся неразрешимыми. В основном достаточно было его появления на месте или упоминания фамилий ответственных лиц.
Остается загадкой, почему это же дело невозможно было решить без «ручного» вмешательства. Возможно, дело в том, что мистическая русская душа мечтает не о хлебе и цирке, а о том, чтобы с ней поговорили.
Выслушали проблему, сказали пару слов в утешение, а результат даже и не очень важен.
Хотя силой воображения Путин представил вчера зрителям достаточно розовые картины будущего.
Все нуждающиеся получат от государства бесплатно или по льготным ценам жилье, промышленность скоро постигнет новый экономический подъем, под торговой маркой «Лада» с конвейера будут сходить конкурентоспособные (не только по цене) потребительские машины, Россия получит право провести в 2018 году чемпионат мира по футболу, в 2050 году пенсия достигнет 2,5 разового минимального жизненного уровня пенсионера и т.д.
Чувствовалось, что для Путина вчера не было неожиданных вопросов. Телевизионная команда заслужила признание за многодневную предварительную работу в местах прямого включения и за тренировки, устроенные за день до этого для студийной публики.
Все было знакомо. Все проигрывалось ранее. Если настоящего общения с избирателями не происходит, его нужно, по меньшей мере, имитировать. Хотя бы такими скучными, но очень поучительными телепостановками.
Перевел Хейно Сарап