Россия нашла прекрасный способ мириться со своими изъянами: что бы ни происходило в ней, какие бы странные или шокирующие вещи ни творились, этому всегда можно найти параллели на Западе.
Фальсификации на выборах? В ответ тут же вспоминают пересчет голосов во Флориде в 2000 году. Войну в Чечне сравнивают с вторжением в Ирак, недавний подрыв «Невского экспресса» записывают в ряд актов международного терроризма.
Тем не менее, в случае Запада речь идет об отдельных недостатках функционирующих обществ, а в случае России все это вместе составляет общую картину упадка.
Возьмем демографию. Хотя, например, в Италии и Испании так же низок уровень рождаемости, в России он еще и идет рука об руку с высокой смертностью и низкой средней продолжительностью жизни. Несмотря на приток иммигрантов, численность российского населения стремительно падает, в стране насчитывается множество деревень-призраков.
Коррупция – отдельная тема. Даже в самых коррумпированных из западных стран, чиновники все равно работают на государство. В России государство, по-видимому, существует ради бюрократов. Большинство законов, которые принимает Государственная дума, лишь способствуют взяточничеству, разграблению государственных средств и удушению экономического и социального развития.
Между 1914 и 1953 годами Россия и Советский Союз пережили кровопролитие беспрецедентного масштаба. Первая мировая, Гражданская, непрекращающийся государственный террор, Вторая мировая, в ходе которой Сталин и Гитлер объединенными усилиями убили десятки миллионов русских – все это разрушило социальную структуру, выбило лучших и умнейших и превратило выживших в дрожащее стадо. Вряд ли хоть один народ способен вынести такие испытания. Может быть, сейчас мы наблюдаем предсмертную агонию некогда великой нации.
И в самом деле, в новейшей истории России заметна явная тенденция к упадку. Вторжение 1979 года в Афганистан стало пиком ее географической экспансии – после этого Советская империя начала разваливаться. Сначала была потеряна Восточная Европа, потом стали отпадать территории, некогда принадлежавшие Российской Империи. Затем Россия лишилась статуса сверхдержавы и влияния в мире. Сейчас в обезлюдевшую Восточную Сибирь просачиваются китайские мигранты, а Пекин приобретает концессии разведку российских природных ресурсов, которые Москва больше не способна разведывать сама. Сырье, которое Россия пока еще способна добывать самостоятельно, тратится впустую. Рекордные цены на нефть обогатили олигархов и чиновников, но простым россиянам принесли лишь высокую инфляцию. Более того, в упадок постепенно приходят милиция, армия, здравоохранение, образование и социальные службы.
Османская Империя, которую царь Николай I некогда называл «больным человеком Европы», точно так же приходила в упадок на протяжении девятнадцатого века. В результате Европу охватили войны, однако, в конце концов, Турция была спасена от национальной катастрофы либеральными реформами Мустафы Кемаля Ататюрка (Mustafa Kemal Ataturk) – кадрового военного и поклонника идеалов Просвещения.
К сожалению, премьер-министр Владимир Путин таким модернизатором не стал. Он пришел к власти внезапно, и вынужден был опираться на своих бывших коллег-«силовиков». В итоге при нем упадок России только ускорился. Однако, как самый могущественный человек в России, человек, которого боятся и которым восхищаются, он все еще может превратиться в российского Ататюрка. С другой стороны, хотя политический вес Медведева пока невелик и он по-прежнему должен полагаться на покровительство Путина, президент начинает и сам принимать жесткие решения, в частности, увольнять некомпетентных бюрократов.
В любом случае, планировал ли Путин такое развитие событий, или так получилось случайно, правящий в России тандем все еще может привести страну к национальному возрождению. Однако для этого им необходимо одолеть ту прогнившую систему, которую они возглавляют.