В Кремле 8 декабря запланированы торжества по случаю 10-летия подписания Договора о создании союзного государства Белоруссии и России.
Юбилейные мероприятия в Минске назначены десятью днями спустя.
И вовсе не потому, что президент Белоруссии Лукашенко может быть занят московскими торжествами.
Присутствие белорусского лидера в числе направляющихся в Кремль "руководителей министерств и ведомств, представителей депутатского корпуса, общественных организаций, ветеранов войны и труда, деятелей культуры и искусства" не анонсировано.
А сам белорусский президент, по сообщению его пресс-службы, выказал недоумение по поводу переноса заседания Высшего государственного совета Союзного государства с восьмого на десятое декабря.
"Почему россияне не хотят восьмого проводить, а десятого (восьмого декабря Союзному государству исполняется десять лет)? Но для нас это не принципиально, если там нет каких-то подводных течений", — заметил Александр Лукашенко.
Главный вопрос предстоящего Госсовета сформулирован актуально и буднично: обсуждение совместных действий по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса, мер по улучшению параметров платежного баланса.
Разлад на экономическом "фронте"
За 10 месяцев кризисного 2009 года товарооборот между Белоруссией и Россией снизился почти на 40%, отрицательное для Белоруссии сальдо в торговле с союзником составило 8 миллиардов долларов.
"Это экономическое свидетельство провала российско-белорусского союза. Столько времени затратили на разговоры-переговоры, таможенный союз, и вот результат. Это ужасный результат. От объема продаж в Россию белорусских грузовиков осталось только 18%", — заявляет Леонид Заико, руководитель аналитического центра "Стратегия".
Аналитики напоминают о серии "торговых войн", нежелании союзника включить стратегические для белорусской экономики товары в систему российских госзакупок, спорах о цене на газ и нефтяной пошлине.
Официальный Минск подчеркивает: все это и многое другое — свидетельство отступления от духа и буквы союзного договора, подписанного 8 декабря 1999 года.
"Если мы строим Союзное государство, то какая разница между предприятиями России и Беларуси? Не должно быть никакой. Здесь должно быть свободное перемещение товаров, услуг, капитала. И цены должны формироваться в зависимости от спроса и предложения. Россия вышла из этого договора, отошла от принципов равновеликих цен для наших предприятий. Это подрывает основы союзного строительства. У нас бестаможенное пространство, а Россия ввела на нефть таможенную пошлину. Это, конечно, не способствует нашему большему единству", — объяснял Александр Лукашенко информационному агентству "Рейтер" в мае этого года.
Сначала равные с российскими условия хозяйствования, допуск белорусских товаров на российский рынок, энергоносители для Белоруссии по цене сопредельных союзных территорий, а потом разговор о единой валюте и Конституционном акте — вот формула действий официального Минска.
Кто кому должен
Независимые эксперты подчеркивают: белорусская экономика при этом активно использует российские льготы и кредиты. "Десять лет гениально доить Россию мало кому удавалось", — заметил на недавнем Европейском форуме в Минске экономист Сергей Чалый.
Россия периодически требует от союзника "заплатить по счетам". Заявления о том, кто, кому, за что и сколько должен Москва и Минск озвучивают на протяжении последних пяти лет во все более частых конфликтных экономических ситуациях.
Реакция на такие "подсчеты" сближает в оценках белорусскую власть и оппозицию: Кремль не скрывает цели инкорпорации Белоруссии, посягает на суверенитет "союзника", — все чаще предупреждают в Минске.
"В отличие от ельцинской России, которая с нами хотела дружить, нынешняя Россия нами хочет попросту обладать. И чем дальше - тем проще становится разговор. Тем меньше улыбок и прямей формулировки. (…) Союзное строительство закончилось. Начинается союзная борьба", — замечает Виктор Мартинович, популярный в Белоруссии политобозреватель, автор недоступного на родине романа "Паранойя".
"Оружием союзной борьбы" эксперты называют участившиеся факты уклонения официального Минска от безоговорочной политической поддержки союзника — и в ситуации с ОДКБ, и в вопросе признания Абхазии и Южной Осетии, и в публичном критическом отношении к реализации недавно подписанного Таможенного союза (Россия-Белоруссия-Казахстан).
"Союз между Россией и Белоруссией почти безукоризненно работает только в военно-технической и оборонной сфере. Хотя соглашение о единой системе ПВО подписали, а протокол для реализации этого соглашения в последний раз обещали подписать накануне летних учений "Запад-2009". То есть, и здесь действие существенно запаздывает за громкой интеграционной декларацией", — отмечает Людмила Грязнова, правозащитник и кандидат экономических наук.
Все меньше "союзников"
Обыватель на "союзную борьбу" реагирует по принципу "своя рубашка ближе к телу". Аналитики отмечают рост критических настроений в отношении "союзника" в периоды российско-белорусских энергетических и торговых конфликтов. Социологи утверждают, что в Белоруссии становится все меньше людей, готовых строить с Россией союзное государство.
Согласно данным опроса Института Стратегических Исследований, 54,8% граждан высказались категорически против построения союзного российско-белорусского государства с единой валютой, президентом и парламентом. "За" высказались 20,4% респондентов. Четверть опрошенных (24,7%) затруднились ответить.
Исследования центра "Зеркало-Инфо", проведенные в июле, зафиксировали, что 25,6% опрошенных оценили нынешние белорусско-российские отношения как прохладные, 18,1% — как напряженные, 1,3% — враждебные.
Аналитики утверждают, что столь значительное число критических оценок отмечено впервые за годы существования проекта "союзное государство".
Среди причин этого — не только периодическая публичная критика белорусским президентом "недобросовестных российских политиков", которые мешают интеграции.
"Белорусы привыкли верить своему президенту и думать-делать так, как Лукашенко скажет. Но еще они верят своему карману и своему кошельку. Что толку от безвизовых поездок в Россию, если на билет денег нет, а белорусский товар продать там можно только по ценам, ниже отечественных?", — замечает аналитик, экс-министр труда и заработной платы Александр Соснов.
В период кризиса, когда России стали не нужны гастарбайтеры, утратило ценность и право работать в соседней стране без регистрации в течение большего, чем для других народов, срока.
"Это результат реальной работы чиновников"
У союзного государства Белоруссии и России нет запланированных единой валюты, единого эмиссионного центра, надгосударственных органов и межгосударственного свода законов, который уже давно не называют Союзной Конституцией, но еще именуют Конституционным Актом.
Есть проект союзного гимна (слова В.Калинкина датированы 2000 годом). Есть Парламентское собрание Союза Белоруссии и России, на днях в Минске создан Союз писателей союзного государства. Итоговые документы союзного писательского съезда выполняли на пишущей машинке — подчеркивалось, что именно на этой машинке в Вискулях в 1991 году печатались Беловежские соглашения, зафиксировавшие конец Советского Союза.
Кстати, "развал СССР" в Беловежской пуще также был оформлен 8 декабря. И аналитики напоминают, что дата для подписания Договора о союзном государстве в 1999-ом выбиралась неспроста, должна была стать символом единения.
"Союзное государство демонстрирует, как нужно восстанавливать постсоветское пространство", — заявил в преддверии нынешнего 10-летнего юбилея Госсекретарь союзного государства Павел Бородин.
В ходе телемоста Москва-Минск Госсекретарь сообщил, что "по союзным программам работает около 26 тыс. предприятий, создано 5 млн. рабочих мест".
"Все это результат реальной работы чиновников Беларуси и России, Союзного государства", – резюмировал Павел Бородин.