В последние недели азербайджанские чиновники ополчились против Запада в попытке заручиться поддержкой России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта благоприятным для Баку образом, полагает ряд аналитиков.
26 ноября депутат Гудрат Гасангулиев заявил, что Азербайджан мог бы вступить в возглавляемую Россией Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и допустить размещение Россией военной базы в Азербайджане. Председатель партии Единого народного фронта Азербайджана представил эту идею как сделку за признание Россией "права Азербайджана на Нагорный Карабах".
Хотя стратегия национальной безопасности Азербайджана, принятая в 2007 году, однозначно называет задачу "достижения евроатлантической интеграции" одним из дипломатических приоритетов Азербайджана, Гасангулиев и другие ныне сетуют, что Баку практически ничего не получает от Запада в обмен на свою заинтересованность в углублении взаимных связей. Опыт контактов Грузии и североатлантическим альянсом дает основания полагать, что Азербайджан никогда не станет членом НАТО, добавляет Гасангулиев. С заявкой на вступление в брюссельский военный альянс Баку не обращался.
Представители правительства и правящей партии "Ени Азербайджан" не стали отмежевываться от заявления Гасангулиева. Более того, его выступление явно отвечает наметившейся тенденции. На состоявшейся 20 ноября конференции, организованной в Баку Центром стратегических исследований при президенте Азербайджана, Соединенные Штаты и Евросоюз были подвергнуты резкой критике за свою якобы неспособность помочь в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Россия, выступающая посредником в переговорах наравне с Францией и Соединенными Штатами, подобной участи избежала.
Настойчивость, с которой ведущие страны в последнее время подталкивали Армению и Турцию к подписанию протоколов о нормализации отношений, они "по вопросу Карабаха не проявляли", заявил на конференции завотделом международных связей администрации президента Новруз Мамедов. Подобный дисбаланс может привести к изменению внешнеполитической позиции Азербайджана, отметил он.
Далее Мамедов обвинил Запад в неблагодарности, проявленной по отношению к Азербайджану в ответ на его готовность к сотрудничеству в вопросе нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Неполучение экономической помощи Азербайджаном, потерявшего в результате экономического кризиса 2008 года 1 млрд. долларов, свидетельствует о том, что "Запад забыл нас и помогал Армении", считает он.
Вице-спикер парламента Азербайджана Зияфет Аскеров пошел еще дальше. Поскольку в современном мире работает сила, а не международные правовые нормы, сказал он, намекая на грузино-российскую войну 2008 года и признание независимости Косово, в вопросе урегулирования карабахского конфликта Азербайджан может рассчитывать лишь "на решение проблемы своей армией". "Внешняя политика США стала заложницей армянского лобби", – добавил вице-спикер.
Не способствовало улучшению отношений и неудовольствие Азербайджана в связи с критикой Западом ареста двух блогеров (по мнению Новруза Мамедова, "за последние месяцы западные СМИ писали о деле блоггеров больше, чем о Карабахе за все время конфликта"), а также "неблагодарность" со стороны НАТО по отношению к стране, направившей в Афганистан свой воинский контингент численностью 90 человек.
Мнения бакинских аналитиков о мотивах подобной риторики разделились.
На взгляд директора центра политических исследований "Атлас" Эльхана Шахиноглу, причиной критики в адрес Запада является раздражение Азербайджана в связи с более быстрым продвижением процесса нормализации отношений между Арменией и Турцией, чем нагорно-карабахского мирного урегулирования, длящегося вот уже 15 лет. "После турецко-армянских протоколов Азербайджан ощутил себя в изоляции и нуждается в быстром прогрессе по карабахскому вопросу", – говорит эксперт.
Тот факт, что Россия не упоминалась теми, кто выражал недовольство работой посредников в деле карабахского урегулирования, говорит о надеждах Баку на то, что в результате "наращивания объемов газовых поставок и углубления экономического сотрудничества" "Москва поможет в урегулировании карабахского конфликта", говорит Шахиноглу. Годовой товарооборот между Азербайджаном и Россией сегодня составляет 2,5 млрд. долларов.
По итогам состоявшейся 24 ноября встречи с российским президентом Дмитрием Медведевым, в ходе которой обсуждался вопрос нагорно-карабахского кризиса, президент Азербайджана Ильхам Алиев оптимистично заявил, что "если бы у всех были такие отношения, как между Россией и Азербайджаном, то в мире не было бы проблем", сообщают информагентства.
Другой политолог, Зафар Гулиев, полагает, что за антизападными заявлениями Баку стоит гораздо больше, нежели только карабахский конфликт. Свою роль могла сыграть и активизация Западом критики в адрес ситуации с демократизацией и соблюдением прав человека в Азербайджане – особенно в связи с недавним обвинительным приговором двум молодежным активистам, считает он.
По словам Гулиева, Баку полагает, что Запад чрезмерно усердствует в этих вопросах, и считает своим долгом поставить его на место. "В 2009 года западные державы и Турция предприняли шаги, направленные на укрепление своих позиций в Закавказье. Вероятно, некоторые силы в азербайджанском правительстве забеспокоились, что это может негативно сказаться на равновесии между Западом и Россией [в регионе], что всегда помогало Баку маневрировать", – отмечает Гулиев.
Правда, на взгляд обоих экспертов, данная риторика не является отражением официальной внешнеполитической линии. Эти комментарии "пока" остаются "скорее беспорядочными и эмоциональными заявлениями, чем выраженной концепцией", подчеркивает Гулиев.
Шахиноглу, который возражает против упрочения связей с Москвой, также полагает, что Баку вряд ли станет менять коней на переправе. "Азербайджан поставил своей целью евроатлантическую интеграцию, двигается в этом направлении уже более 15 лет, и подобные резкие изменения ничего положительного сейчас не дадут", – уверен он.