Расположенная у Черного моря кавказская республика Грузия, и в которой проживает около 4,5 миллиона человек, в последнее время столкнулась с огромными проблемами из-за того, что российская армия заняла Абхазию и Южную Осетию. Эти два грузинских анклава, имея хорошие связи с Москвой, в 90-е годы ХХ века провозгласили свою независимость (в связи с этим напомним, что до войны в августе прошлого года ни одна из республик официально не была признана ни одним государством).
Со времени становления Грузии как самостоятельного государства эти две области были источником напряжения в грузино-российских отношениях. Российская Федерация здесь всегда имела значительное влияние, несмотря на понятное недовольство грузин. Российские военные присутствовали здесь еще до августа 2008 года. По решению ООН они были направлены в качестве миротворцев в Абхазию и Южную Осетию после неудачной силовой попытки Грузии вновь присоединить эти территории в начале 90-х годов. Российские части должны были способствовать поддержанию мира, но в итоге стали базой для завоевания этих регионов.
И хотя Абхазия и Южная Осетия были источником противоречий, и хотя они были сепаратистскими и пророссийскими, их захват в результате агрессии и признание их независимости – это нарушение территориальной целостности Грузии. Результат этой агрессии – сотни тысяч беженцев, которые сейчас находятся в центральной Грузии. (В связи с этим можно вспомнить признание независимости Косова, что для сербов стало такой же травмой, как Абхазия и Южная Осетия для грузин. И хотя я не согласен с признанием Косова, провести параллели здесь не получится, ведь Косово до провозглашения независимости не захватывала армия другого государства. Еще одна принципиальная разница в том, что Грузия на этих территориях никогда не проводила этнические чистки).
Тем не менее, давление и борьба с Россией сопровождают Грузию уже около двух столетий. Только за последние сто лет результат давления со стороны России – это более миллиона беженцев или насильно переселенных грузин.
Огромное желание противостоять России
В конце ноября у меня была возможность посетить Грузию и провести там несколько дней, общаясь с представителями этой страны. Я встретил людей, у которых есть огромное желание быть свободными, противостоять России и стать частью евроатлантического мира.
Сегодняшние руководители Грузии, министры или депутаты, - это люди, получившие образование в американских или западноевропейских университетах. Они не любят разговаривать на русском, предпочитая английский. И хотя Грузия расположена на границе Европы и Азии, с политической точки зрения она ощущает себя в центре Европы. Грузинские представители повторяли, что речь идет не об этническом конфликте, как утверждает Россия, а о конфликте политическом – «Россия против Грузии». «У нас те же ценности, что и у вас. Это нас объединяет. Россия эти ценности не разделяет», - эти слова я слышал много раз. И на принципе общих европейских ценностей Грузия выстроила свою «вторую волну» демократических реформ, реформ после избрания президента Саакашвили. «Мы не можем противостоять России с помощью силы. Наш ответ агрессии – демократия! Для нас есть только одна альтернатива – это членство в НАТО и Европейском союзе, хотя мы знаем, что это будет долгий и сложный путь», - соглашаются друг с другом представители власти и оппозиции.
«Если мы говорим «нет» России, «нет» - хаосу, у нас не остается другого выбора, кроме НАТО и ЕС», - объясняет председатель парламента Давид Бакрадзе. «Грузины привыкли добиваться перемен с помощью митингов. Я считаю успехом нашего общества то, что недавно выступления против президента и правительства прекратились, и так будет, даже если что-то произойдет. Это знак того, что улица не диктует перемены, решения теперь принимаются в парламенте. И это явный результат функционирования нашей демократии», - продолжает Бакрадзе.
По попыткам проводить реформы Грузия во многих областях действительно является первой в мире. Ей удалось существенно сократить коррупцию, в рейтинге Amnesty International Грузия даже опередила некоторые страны ЕС. «Конечно, сегодня реформы идут гораздо медленнее, чем во время революционных начинаний. Тогда, например, можно было разом уволить 17 тысяч милиционеров, всю ГАИ, которая была символом взяток. Сегодня все происходит не так быстро. Но, например, закон о независимости судов нам уже удалось принять. А в нем говорится и о том, что за телефонный звонок судье политик может быть посажен на три года», - говорит председатель парламента.
Грузия в своей борьбе за территориальную целостность и независимость от России нуждается в нашей помощи. Это не просто битва маленькой Грузии, это и наша проблема. По территории Грузии проходят важные газо- и нефтепроводы, на которые Россия не может влиять. Грузины, как и мы раньше уже сталкивались с российским империализмом и агрессией.
В августе прошлого года русские танки покинули территорию Южной Осетии и постепенно переместились к столице Тбилиси. Похоже, тогда Россия проверяла, как отреагируют мировые державы. Наша поддержка Грузии и ее интересов – это поддержка и нашей энергетической независимости. Независимость и демократическое развитие Грузии в интересах всей Европы.
Автор статьи Томаш Йирса - сенатор от Гражданско-демократической партии (ODS).