Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вспоминая о былой славе, город встречает своего Мидаса

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ Владимир Путин посетил в Нижнем Тагиле цеха ОАО "НПК "Уралвагонзавод"
Премьер-министр РФ Владимир Путин посетил в Нижнем Тагиле цеха ОАО НПК Уралвагонзавод
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока город готовится к визиту премьер-министра Владимира Путина, жители его с улыбкой цитируют строчки стихотворения, написанного в XIX веке о несчастных крестьянах: «Вот приедет барин…». Стихотворение это стало в Нижнем Тагиле чуть ли не гимном.

В понедельник утром, как и утром любого другого дня, сквозь пятеро ворот «Уралвагонзавода» проходили толпы рабочих, а их жёны и матери лавировали между пешеходами, шагая по покрытому гололёдом проспекту Вагоностроителей. В этом индустриальном муравейнике, который представляет собой город Нижний Тагил, из «очень важных персон» присутствовала всего одна: та, что должна была въехать на территорию завода через главные ворота во вторник утром.


Пока город готовится к визиту премьер-министра Владимира Путина, жители его с улыбкой цитируют строчки стихотворения, написанного в XIX веке о несчастных крестьянах: «Вот приедет барин…». Стихотворение это стало в Нижнем Тагиле чуть ли не гимном.
Жизни четырёхсот тысяч обитателей города зависят от двух колоссальных заводов, построенных в советскую эпоху, — сталелитейного, изрыгающего дым и пламя, и вагоностроительного, где производят цистерны, товарные вагоны и прочее оборудование из металла.


Когда с «Уралвагонзавода» начали увольнять тысячами в принудительный отпуск и сокращать зарплаты, в городе забурлило волнение. Мясники с района «Вагонка», где проживает большая часть из двадцати восьми тысяч работников завода, обнаружили, что мяса стало продаваться вдвое меньше. Поползло вверх количество уличных краж. Из садов пропали овощи. Зима наступает, а для жителей «Вагонки» надежда так и не появлялась. И вдруг оказалось, что в город едет Путин.


 «Путин приедет, и город вернётся в норму», — полагает Надежда Шамова. — «Он чудесный человек. Он великий человек. То, что он приезжает, — это чудесно».
Тридцатидевятилетний Максим Пазников, до кризиса занимавшийся недвижимостью, а теперь ставший таксистом, тоже излучает уверенность:
«Все на него рассчитывают. Пусть договорятся между собой на высшем уровне. В Пикалёво всю проблему решили за два часа».


Путин впервые занялся спасением заводских городов в июне, «взяв штурмом» Пикалёво и заставив предпринимателей выплатить зарплаты и оживить пятидесятилетний умирающий завод, на котором держалась вся местная экономика. Рабочие приветствовали его радостными возгласами, но экономисты раскритиковали случившееся как нежелательный прецедент, ссылаясь на стремление Путина на краткий срок пригасить общественное напряжение, вместо того, чтобы решать глубинные проблемы, как-то обветшание промышленной инфраструктуры, низкую производительность труда и существование сотен так называемых «моногородов» — продукт советской плановой экономики.


На прошлой неделе Путин признался, что многие советники отговаривали его от вмешательства в ситуацию с Пикалёво — «моногородом» с населением в двадцать две тысячи человек, расположенным возле Санкт-Петербурга. Но Путин считает принятое им тактическое решение удачным, так как оно позволило ему донести и до деловых кругов, и до правительства, что за попустительство росту безработицы наказан будет каждый.


 «Да, за истёкшие десятилетия накопились проблемы», — заявил премьер на прошлой неделе в своём видеоинтервью, ежегодно транслируемом в эфире российского телевидения. — «Тем не менее, теперь мы отвечаем за ситуацию, за жизни людей и за их финансовую безопасность, а также за их душевное и эмоциональное состояние».


На «Уралвагонзаводе», принадлежащем государству, эти уроки усвоили вполне. За последний год количество заказов на строительство товарных вагонов «резко» упало, но вместо того, чтобы увольнять рабочих, руководство УВЗ отправило тысячи их в принудительный отпуск с сохранением двух третей зарплаты — об этом сообщил представитель генерального директора завода Борис Минеев. Сейчас в принудительном отпуске находится шесть тысяч рабочих, а в ноябре был недельный период, когда из соображений логистики конвейер остановился, и в отпуске было целых одиннадцать тысяч человек. Временно уволенным рабочим предлагается за отдельную плату выполнять общественные работы, например, заниматься покраской стен и уборкой помещений.


Несмотря на все усилия, последствия недополучения доходов сказались на жизни во всём городе. Рабочие, пошедшие на кредитные соглашения с банками в период экономического бума, оказались в ловушке ежемесячных выплат. Пятидесятишестилетняя Галина Тешова, работавшая до прошлого года на укладке кирпича на сталелитейном заводе, считает, что считавшийся в советские времена престижным городом Нижний Тагил теперь кажется ей «умирающим».


 «Если бы я могла, уехала бы не задумываясь», — сказала Тешова. — «Мы застряли здесь, потому что боимся оставить свои квартиры, а нам уже никогда не получить новых. Мы — заложники своих квартир».
Марина Алексеенкова, аналитик из московского инвестиционного банка «Ренессанс-Капитал», считает, что главной проблемой «Уралвагонзавода» является низкая производительность труда. В 2008 году, например, считавшемся удачным, завод понёс убытки. Как пояснила Алексеенкова, когда «Российские железные дороги» — главный заказчик УВЗ, не считая военных, — стали заказывать меньше вагонов, завод, конечно, сильно пострадал, но проблема ещё и в том, что восходящей к советским временам монополии у него больше нет и приходится конкурировать с украинскими вагонами.
Государство, конечно, может покрыть долги УВЗ программой рефинансирования, обеспечить его военными заказами или простимулировать РЖД увеличить заказы, но на самом деле, как считает Алексеенкова, завод должен сменить схему работы.


«Дело не в кризисе, просто такая модель экономически не выгодна», — считает аналитик.


Но если посмотреть на то, как рабочие радуются и готовятся встречать Путина, эти соображения кажутся чем-то не имеющим отношения к действительности. Вдоль ряда бетонных зданий, резко обрывающегося и переходящего в бесконечные заснеженные равнины, выстроились лозунги: «Нас знают во всём мире», «Военная продукция: работа для настоящего мужчины» и «Чем сильнее наш район, тем сильнее Россия!».
Многие рабочие на вопросы журналистов ответили, что надеются на возвращение Путиным заводу той защищённой ниши, которую он занимал при Советском Союзе, когда рабочим не надо было думать ни о прибыли, ни об убытках. Впрочем, было ясно, что они выдают желаемое за действительное.


 «Ни бог, ни царь, ни герой не дадут нам полной уверенности», — полагает редактор ежедневной газеты «Тагильский рабочий» Игорь Усольцев. — «Наше общество часто клинит на определённых легендах наподобие той, что приедет Путин, и всё будет хорошо сразу. Но процесс идёт уже десять месяцев, и люди начали понимать, что происходит переход к рыночной экономике. И люди расстаются со своими иллюзиями».