Программе «восточного партнёрства» Европейского союза был дан торжественный старт в мае этого года в Праге. Прошло восемь месяцев, и стало ясно, что особенных надежд на сближение не испытывают ни ЕС, ни шесть стран, с которыми должны были выстраиваться партнёрские отношения.
Как следует из документов ЕС, попавших в редакцию «Радио Свободная Европа — Радио Свобода», руководство блока сознательно ограничивает сотрудничество со странами-участницами: Украиной, Молдавией, Белоруссией, Арменией, Азербайджаном и Грузией.
Сегодня должна состояться встреча министров иностранных дел стран Евросоюза с их коллегами из этих стран.
В ЕС испытывают всё больше сомнений: начинается, как выразилась Ангела Меркель (Angela Merkel) из Германии, «период размышлений» после принятия условий Лиссабонского соглашения, результатом которого должна стать кардинальная перестройка механизмов осуществления внешней политики блока.
Страны-партнёры, демократическое развитие в которых фактически остановилось, и не вправе требовать большего. По сравнению с 2004 годом их надежды на вступление в ЕС сократились до минимума — а ведь тогда, приняв в свои ряды восемь восточноевропейских стран, альянс, казалось, был категорически за то, чтобы расширяться и дальше.
Главы внешнеполитических ведомств стран ЕС готовятся провести первую встречу в рамках «партнёрства» с момента объявления инициативы, но повестка дня намечена очень скучная. На двусторонних встречах будет изучено «игровое положение» в отношениях ЕС с каждой из стран, а также заданы приоритеты развития на 2010 год.
Непосредственной целью ЕС является подписание новой серии договоров о сотрудничестве, так называемых «соглашений об ассоциации», взамен существующих «соглашений о партнёрстве» и «соглашений о сотрудничестве».
И хотя в названии новых документов фигурирует слово «ассоциация», со стороны блока это не более чем символическая уступка, не подразумевающая никакого приближения стран к членству в ЕС.
Свобода торговли и свобода перемещения
При наилучшем раскладе шесть стран-партнёров могут рассчитывать на реализацию двух долгосрочных целей — договоров о свободной торговле и о безвизовом въезде на территорию стран ЕС.
Будут ли заключены договоры о свободной торговле — зависит преимущественно от того, как будут развиваться экономические реформы в странах-партнёрах. Что касается смягчения визового режима, то до этого даже ещё дальше, чем до свободной торговли. Перед тем, как предоставить гражданам любой из стран-партнёров право безвизового въезда в ЕС, все страны союза должны удостовериться в том, что это не приведёт к росту иммиграции и преступности.
По мере развития программы «восточное партнёрство» наметилась одна из её замечательных черт, а именно — размывание различий, во-первых, между отдельными странами-партнёрами, а во-вторых — между ними с одной стороны и остальными странами, ранее входившими в состав Советского Союза, с другой.
Так, Белоруссии, несмотря на её отсталость, были предложены те же самые вещи, что и Украине и Грузии. С другой стороны, от стран закавказского региона вскоре потребуют вступить в регулярный «диалог о правах человека» с ЕС (авторитарные режимы в странах Средней Азии в него уже вступили).
Теперь ЕС очевидным образом сосредоточен на решении собственных задач, в первую очередь — на обеспечении стабильности в политике. Вероятно, эта же тенденция будет наблюдаться по крайней мере в течение всего 2010 года, когда пост страны-председателя союза будет занимать сначала Испания, а затем Бельгия. Руководство этих стран, как известно, не особенно переживает из-за судьбы восточноевропейцев.
Аналогичным образом, недавно назначенная на должность министра иностранных дел ЕС Кэтрин Эштон (Catherine Ashton), скорее всего, окажется чересчур слабой, неопытной и загруженной другими делами, чтобы придать развитию «восточного партнёрства» дополнительный импульс.
В документе, подготовленном для сегодняшней встречи руководством Швеции (ныне возглавляющей ЕС) в качестве «пищи для размышлений», названы четыре основные сферы, в которых, как предполагается, ЕС будет работать с восточными странами.
Первое — это стабилизация поражённой кризисом экономики, которой предполагается достигнуть, отвадив правительства от политики протекционизма, которая, как утверждается, вредит политической стабильности. Далее в списке — смягчение визового режима, обустройство общественных институтов и предоставление помощи в получении займов из-за рубежа.
Существует и ещё один документ, в котором излагается положение, сложившееся в каждой из шести стран.
С формальной точки зрения наиболее развитой страной из «партнёров» является Украина. Она может подписать с ЕС «соглашение об ассоциации», в которое включено «глубокое и всеобъемлющее соглашение о свободной торговле», уже в 2010 году. Ведутся и переговоры об отмене виз.
Впрочем, как сообщают официальные лица, отношения между ЕС и Украиной сейчас предельно холодны. Руководство Украины всецело поглощено подготовкой к намеченным на январь 2010 года выборам, в результате чего реформы застопорились.
Хуже всего то, что с точки зрения ЕС Украина не хожет (или не хочет) принимать какие-либо меры с целью избежать повторения событий января 2009 года, когда прекратились поставки российского газа через её территорию, что оказало существенное воздействие почти на половину из двадцати семи стран Евросоюза, — и это несмотря на займ в 1,7 миллиардов евро, предложенный Евросоюзом в июле с целью помочь Украине расплатиться с Россией за транзит газа (так в тексте! — прим. перев.).
В документе говорится, что эти средства не могут быть предоставлены до тех пор, пока не будет проведён ряд реформ газового сектора, способных сделать его более прозрачным. Брюссель предложил Украине очередной займ на стабилизацию финансовой системы, но, как и в прошлый раз, в соответствующем документе говорилось, что предоставление займа «зависит от того, будет ли проявлено уважение к корректировочной программе, оговоренной между Украиной и МВФ».
Молдавия получает от ЕС финансовую помощь, а непрекращающаяся нестабильность в политической ситуации не позволяет достигнуть каких-либо успехов в переговорах о свободной торговле. Отмена виз Евросоюзом — хорошая приманка в его отношениях с официальным Кишинёвом, но в ближайшем будущем визы отменены не будут.
Также ЕС выделил четыре миллиона евро на «поддержку демократии» и предоставил экспертную поддержку в переговорах страны с МВФ.
Диалог о правах человека
Несмотря на сомнительный облик белорусского лидера Александра Лукашенко, в ноябре 2010 года его стране было предложено «зайти с чёрного хода», присоединившись к существующим программам добрососедских отношений ЕС; тем самым Белоруссия была фактически поставлена на одну доску с остальными странами «восточного партнёрства».
Для стимулирования демократических реформ в стране ЕС готовится начать переговоры по визовому режиму с заявленной целью снизить величину сборов при подаче заявлений на получение визы, ускорить соответствующие процедуры, а также заключить соглашение о выдаче нелегальных мигрантов.
Страны Закавказья серьёзно отстали от Украины, и ЕС готов обсуждать с ними только перспективы и условия заключения «соглашений об ассоциации».
В начале этого года Армения совершила прорыв: в страну приехала небольшая «группа советников» с целью модернизации работы нескольких министерств. Диалог о правах человека с этой страной начался, хоть и на пониженных тонах, 1 декабря этого года. ЕС и Армения сформировали подкомитеты по сотрудничеству в трёх наиглавнейших областях: юстиции, свободы и безопасности; образования, общественных проблем, телекоммуникаций, науки и развития; наконец, энергетики, экологии и транспорта.
Азербайджан, в силу своего стратегического значения как поставщика энергоносителей и транзитной страны, остаётся для ЕС ключевым партнёром. Межправительственное соглашение Азербайджана с ЕС по поводу строительства газопровода Nabucco (он считается жизненно необходимой альтернативой газу, поступающему из России с её причудами и выходками) было заключено в этом году.
Список подкомитетов, созданных ЕС и Азербайджаном, короче: это, во-первых, подкомитет по юстиции, свободе и безопасности, демократизации и проблемам прав человека, а во-вторых — подкомитет по образованию, общественным проблемам, телекоммуникациям, науке и развитию.
Грузия дальше всех в регионе продвинулась в переговорах по визовому режиму: они фактически закончились, тогда как с Арменией и Азербайджаном даже не начались.
Однако политические отношения между Брюсселем и Тбилиси заметно охладились, так как президент Михаил Саакашвили продолжает преследование политической оппозиции.
В настоящее время сотрудничество между ЕС и Грузией достаточно узкое, создано всего два подкомитета: по образованию, общественным проблемам, телекоммуникациям, науке и развитию и по энергетике, экологии и транспорту. Попытки ЕС помочь Грузии в обустройстве общественных институтов и проведении демократических реформ результатов не дали.