Автомобильный рынок Франции переживает в этом году настоящий подъем - прежде всего, благодаря схеме, по которой автолюбители получают скидку при покупке новой машины в случае утилизации старой.
По поводу того, может ли такая же схема быть внедрена в России, мнения экспертов разошлись.
По данным комитета французских автомобилестроителей, за прошедшие одиннадцать месяцев продажи машин во Франции неуклонно росли: только в ноябре было продано более 200 тыс новых автомобилей.
Президент комитета французских автомобилестроителей Ксавье Фелс назвал ноябрь "выдающимся месяцем", а 2009 - "фантастическим годом". Только в ноябре продажи новых авто подскочили более чем на 48%. Всего же за прошедшие одиннадцать месяцев рост автомобильного рынка во Франции составил 7,6%.
По подсчетам Фелса, к концу декабря в стране будет продано более двух миллионов новых машин.
Впрочем, по его мнению, эйфория так и останется в уходящем году. "Это прекрасное улучшение, но оно временное, и в будущем году не стоит ожидать таких же результатов", - цитирует Фелса газета Figaro.
По итогам ноября рост продаж группы компаний Peugeot-Citroen оценивается в 65%, Renault увеличил свои продажи более чем на 40%. При этом, французские автопроизводители и сами прекрасно понимают, что в 2010 году цифры будут совсем другими. В программе господдержки, благодаря которой французский автомобильный сектор в уходящем году испытал настоящий взлет, произойдут заметные сокращения.
"В этом году были настолько интересные предложения, что покупка машины с пробегом теряла всякий смысл, - говорит менеджер салона Renault на юго-западе Франции Марк Виллакампа. - Помимо премии за утилизацию, покупка маленьких авто давала вам дополнительный экологический бонус в 700 евро. В следующем году он будет сокращен, также как и премия за утилизацию: в первые полгода она снизится до 700 евро, потом – до 500".
Авторухлядь помогла
Между тем, именно премия за утилизацию старых машин принесла программе господдержки автомобильного рынка во Франции главный успех. Суть программы в том, что обладатель машины, которая старше 9 лет, при покупке нового авто получает премию в 1000 евро, если сдает старую машину в утиль и, таким образом, значительно меньше загрязняет окружающую среду.
По замыслу правительства, в 2009 году желающих получить эту премию должно было быть чуть более 200 тысяч человек. Однако к концу ноября премией за утилизацию уже воспользовались более 650 тысяч автолюбителей.
Интересно, что российские власти также рассматривают возможность в 2010 году внедрить премию за утилизацию автомобиля.
Как сказал в интервью агентству РИА "Новости" глава российского подразделения Renault "Автофрамос" Кристиан Эстев, "эти программы очень хорошо себя зарекомендовали в других европейских странах, таких как Франция, Испания, Германия, Италия. Они укрепили автомобильный рынок этих стран, и я не вижу никаких причин, почему это не произойдет в России, если эти меры будут приняты".
Впрочем, ряд экспертов весьма скептически относится к идее внедрения в России премии за утилизацию машин. Как сказал в интервью Би-би-си директор компании "Автодилер.ру" Олег Дацкив, скорее всего, такая программа обречена на провал.
"Дело в том, что в Европе совершенно другая культура потребления автомобиля, - говорит Дацкив. – Европейцы не от бедности долго ездят на одной машине. Как правило, они могут позволить себе более дорогой или даже новый автомобиль, но не видят в этом большого смысла, поскольку не делают из машины культа. У нас же первое, что покупает человек, когда хоть немного заработает – так это машину. Поэтому в России новые машины плохо продаются не из-за того, что люди согласны ездить на старых, а просто потому, что у народа нет сейчас денег. Даже если людям дать пару тысяч долларов в качестве бонуса, то где они возьмут остальное?".
Кроме того, по мнению Дацкива, утилизация старых машин в России невозможна еще и потому, что никто не умеет это делать.
"Европейские программы по утилизации работают очень давно и успешно. У нас же совершенно нет технологий ведения этого бизнеса. Нет компаний по утилизации, нет механизмов, непонятно, как и где все это организовывать", - объясняет эксперт.
Помощь Renault
Программы поддержки автопрома, которые были разработаны в европейских странах и США, оказались эффективны во многом потому, что они были тщательно разработаны и очень быстро внедрены, полагает Дацкив.
"В России, можно сказать, система господдержки провалилась. Во-первых, она очень долго внедрялась. Кроме того, главная поддержка оказывалась отечественным производителям, в основном АвтоВАЗу. Только летом, когда эта поддержка провалилась, был расширен диапfзон, были включены другие автомобили, в том числе иностранных производителей, но было уже поздно" - убежден эксперт.
Что касается мер по спасению АвтоВАЗа, то, по словам Дацкива, достигнутые в ходе недавнего визита российского премьер-министра Владимира Путина во Францию договоренности – единственное, что может помочь выжить российскому автогиганту.
Французский концерн Renault взял на себя обязательства уже в ближайшее время обеспечить АвтоВАЗ оборудованием и технологиями на сумму в 300 миллионов евро.
Впрочем, серьезные проблемы с продажами возникли в 2009 году не только в России.
Немецкий автоконцерн Porsche впервые запустил на французском телевидении рекламный ролик. В кадре белоснежный Porsche Cayman S наворачивает круги, а голос за кадром предлагает приобрести машину в рассрочку.
Поклонники Porsche уже обвинили руководство концерна в том, что банальный рекламный ход рассеивает ореол загадочности, который до сих пор якобы окутывал марку.
В ответ на эти претензии дирекция Porsche заявила: "Мы просто хотели продемонстрировать людям, что вполне можно ездить и на Porsche. Конечно, непривычно видеть обычную рекламу, когда дело касается супердорогих машин. Ну что ж, нужно меняться".