Нелепица вьетнамской войны во всей ее красе отразилась в высказывании одного майора ВВС, сказавшего в 1968 году о налете на районный центр Бен Тре: "Чтобы спасти город, его необходимо было разрушить".
А теперь перенесемся на 41 год вперед. Военные действия США в Афганистане подошли к своему критическому рубежу. Администрация президента Барака Обамы разыгрывает необычный стратегический гамбит, призывая к скорейшему наращиванию американского воинского контингента в Афганистане и одновременно устанавливая точку отсчета для вывода войск с афганской территории.
План может до предела увеличить нагрузку на Северную сеть поставок – системы наземных маршрутов транспортировки грузов из стран Европы в Афганистан по территории Центральной Азии. От успешности ее функционирования зависит, победят американские войска или потерпят поражение. Но даже если план Обамы окажется успешным в военном плане, в политическом смысле Северная сеть поставок может в итоге стать олицетворением глупости всей американской затеи в Центральной Азии – в стремлении спасти Центральную Азию от исламского терроризма США могут уничтожить шансы региона на установление там демократии.
Рядом своих решений, принятых на протяжении 2009 года, представители Пентагона облегчили процесс подключения центральноазиатских компаний к сотрудничеству в качестве подрядчиков американской армии. Военные власти оправдывают свои решения стратегической необходимостью: мол, чтобы обеспечить должное функционирование Северной сети поставок, необходимо активнее подключать к сотрудничеству с Соединенными Штатами авторитарные государства Центральной Азии.
"Северные соседи Афганистана имеют собственный интерес и влияние на определенные сегменты Афганистана. Они преследуют цели, которые необязательно совпадают с целями Международных сил содействия безопасности", – писал командующий американскими вооруженными силами в Афганистане генерал Стэнли МакКристал (Stanley McChrystal) в своем сентябрьском отчете. МакКристал говорил о Международных силах содействия безопасности, возглавляемых НАТО.
"Северная сеть поставок Международных сил содействия безопасности и логистические узлы зависят от поддержки со стороны России и центральноазиатских государств, благодаря чему они могут оказать как негативное, так и позитивное воздействие на этот процесс", – отмечал он.
Хоть позиция Пентагона, возможно, и базируется на прочной логической основе, некоторые эксперты полагают, что опираться в своих действиях на местных подрядчиков не только опасно, но и вредно с точки зрения демократизационных целей Вашингтона. Кроме того, это может создать политические проблемы для американских властей. Наибольшую проблему, по мнению экспертов, представляет тот факт, что функциональная структура Северной сети поставок в ее нынешнем виде предоставляет большие возможности для растраты и коррупции. Центральноазиатские страны входят в число наиболее коррумпированных государств мира, а как явствует из документов, полученных EurasiaNet по Закону о свободе информации, министерство обороны, похоже, не намерено устанавливать жесткий контроль над процессом поставок.
В своем последнем исследовании уровня коррупции в странах мира организация Transparency International поместила Узбекистан, являющийся, пожалуй, главным звеном в Северной сети поставок, на 174 место из 180 фигурировавших в отчете стран, где 1 соответствует наименее коррумпированным, а 180 – наиболее коррумпированным государствам. Не на высоте оказались и другие транзитные страны, также имеющие немаловажное значение. Кыргызстан занял 162 место, а Таджикистан – 158. Наименее коррумпированным из центральноазиатских государств оказался Казахстан, занявший 120 позицию.
По словам директора программы по борьбе с коррупцией организации Transparency International Марка Паймана (Mark Pyman), опасностью, идущей рука об руку с деловыми операциями в Центральной Азии, является кумовство. По его словам, возможность получения контрактов, скорее всего, будет монополизирована компаниями, связанными с правящими элитами, причем без должного контроля со стороны Пентагона. Подобная ситуация, в свою очередь, может создать проблемы в плане обеспечения бесперебойного функционирования сети.
"Можно затребовать проведение аудитов на предмет прозрачности деятельности компаний, что будет необычным, крайне обычным для региона, – отмечает он. – Но если у вас есть пара-тройка людей для проведения выборочных проверок по нескольким контрактам, тогда вы можете существенно поднять стандарты в стране, особенно, если направите своих представителей на довольно раннем этапе, чтобы на примере показать уровень работы, на который вы рассчитываете".
Представители же Пентагона практически не выказывают заинтересованности в создании специальных групп, курирующих оборонные контракты с центральноазиатскими поставщиками.
"Министерство обороны США проследит, чтобы заключение контрактов на поставку товаров и услуг на местах в Центральной Азии для Северной сети поставок осуществлялось должным образом и при должном контроле в соответствии с установленными положениями и правилами", – сказал EurasiaNet официальный представитель министерства подполковник Марк Райт (Mark Wright).
"Совместное командование управления контрактами по Ираку и Афганистану располагает всеми возможностями обеспечить, чтобы предоставление и осуществление контрактов на данном театре военных действий осуществлялось должным образом, – добавил он. – Северная сеть поставок будет обычной коммерческой системой".
Необходимая база для центральноазиатских операций в системе Северной сети поставок была заложена в меморандуме, подготовленном в апреле Центральным командованием США и подписанным его командующим генералом Дэвидом Петреусом (David Petraeus). В нем содержатся инструкции для военнослужащих, задействованных в снабженческих операциях, которым предписывается "стараться использовать услуги и продукты стран Закавказья, а также Южной и Центральной Азии, насколько позволяют тактические, правовые и регламентационные условия". Генерал Петреус также предоставил представителям американских служб снабжения широкую свободу в деле предоставления контрактов, исходя из необходимости выполнения стратегических и тактических целей в Афганистане.
"Я требую от нашего руководства на всех уровнях выполнять поставленную задачу самым настойчивым образом, применяя творческий подход", – писал командующий.
В июле заместитель министра обороны Уильям Линн (William Lynn) подписал документ, заложивший правовую основу подключения центральноазиатских поставщиков к тендерам для Северной сети поставок. Данный документ снял запрет, предусмотренный разделом 302(а) Закона о торговых соглашениях 1979 года, который запрещал предоставление контрактов минобороны США.
"Ожидается, что в течение следующих нескольких лет мы создадим прочный задел и поддержание жизнеспособности Северной сети поставок будет отвечать национальным интересам Соединенных Штатов", – писал Линн в пояснительной записке к документу от 9 июля.
"Дабы обеспечить успех функционирования Северной сети поставок минобороны должно располагать полномочиями на приобретение продуктов и услуг у местных поставщиков", – говорилось далее в документе.
Местные обозреватели выражают сомнение, что стратегия поставок США будет работать по запланированному сценарию. Они считают, что она будет способствовать скорее углублению коррупции и авторитаризма в Центральной Азии, чем решению проблем с поставками. В конечном итоге Северная сеть может помочь местным центральноазиатским элитам сосредоточить в своих руках богатство и власть, уверен один ташкентский политический обозреватель.
"Распределение военных контрактов США на поставку товаров и услуг в Узбекистане окажется под влиянием кланов, крупных корпораций и компаний, уже работающих в стране, – говорит этот источник, пожелавший остаться неназванным. – Эти контракты будут предоставляться компаниям, принадлежащим правящей элите".