Россия будет продолжать контакты с руководством палестинского движения ХАМАС, внося таким образом свой вклад в попытки достижения внутрипалестинского единства. Об этом заявил глава министерства иностранных дел Сергей Лавров по итогам встречи в Москве с главой МИДа Палестины Риядом аль-Малики. Одновременно Лавров дал понять, что Россия не поддержит одностороннее провозглашение палестинской независимости. Комментарий Бориса Туманова (Москва).
Ближневосточный калейдоскоп для Москвы
Глава палестинского министерства иностранных дел Риад аль-Малики находится в Москве с намерением убедить руководство Российской Федерации в необходимости поддержать идею об одностороннем провозглашении Палестиной своей независимости. Как уточняет сам господин аль-Малики, речь идет о «признании палестинского государства на всех палестинских территориях, оккупированных Израилем в 1967 году».
Судя по высказываниям российских официальных лиц, в Москве считают такой шаг «несвоевременным». Официальный представитель российского МИД Андрей Нестеренко формулирует эту позицию следующим образом. Россия поддерживает создание независимого, жизнеспособного и суверенного палестинского государства в границах 1967 года. Но, уточняет господин Нестеренко, «при согласованных между сторонами территориальных размерах». Другими словами Москва подталкивает и Палестину, и Израиль к активному диалогу и территориальному компромиссу.
А если учитывать итоги состоявшегося на прошлой неделе визита в Москву израильского министра иностранных дел Авигдора Либермана, то надежды палестинской стороны на российскую поддержку ее односторонних действий выглядят явно иллюзорными. Принимавший Либермана Владимир Путин заявил, что израильская русскоязычная община объединяет Россию и Израиль, «как никакие другие страны в мире». Кроме того, в середине будущего года российский премьер-министр собирается в Израиль с официальным визитом, главным содержанием которого будут переговоры о поставках российского газа в эту страну. Это означает, что Израиль становится одним из приоритетных партнеров России на Ближнем Востоке.
Из этого не следует, разумеется, что Россия намерена свертывать свое сотрудничество с арабскими странами региона. Однако очевидно и то, что смещение ее предпочтений в сторону Израиля носит вполне отчетливый характер.
Вот здесь-то Россию и подстерегают осложнения, связанные, как это ни парадоксально, с неожиданным изменением позиции некоторых стран Евросоюза по отношению к палестино-израильской проблеме. Вчера, во вторник на заседании министров иностранных дел Евросоюза председательствующая в этой организации Швеция высказала мнение о необходимости документально закрепить положение о Восточном Иерусалиме как столице палестинского государства. Более того, эта кощунственная, с точки зрения Израиля, позиция нашла поддержку и некоторых других европейских стран, в том числе Австрии и Люксембурга.
И если европейцы от слов перейдут к делу, то в палестино-израильской тяжбе возникнет новая ситуация, которая потребует от Москвы переосмысления своих приоритетов на Ближнем Востоке и нового выбора, но уже с учетом позиций Евросоюза.
Борис Туманов, для RFI, Москва