Российский политолог Станислав Белковский в беседе с Алёной Аршиновой (ИА Лента ПМР) делится своими взглядами на европейские перспективы РМ, оценивает возможности объединения Молдовы и Румынии, а так же прогнозирует реальность признания независимости Приднестровья и подсказывает пути выхода из конституционного кризиса в Тирасполе.
- Как будут развиваться молдо-румынские отношения в контексте евроинтеграции РМ?
- Дело в том, что никакой евроинтеграции республики Молдова быть не может. Ни в ближайшем будущем, ни в дальнейшей перспективе Молдова не станет членом Евросоюза. И это не зависит от отношений РМ с Румынией, которая уже является членом ЕС. Будучи самостоятельной, Молдове придется смириться с ее нынешним удручающим состоянием и положением, в первую очередь, потому что Евросоюз сам не будет расширяться в ближайшее десятилетие. Сейчас старые члены - основатели Европы не заинтересованы в дальнейшем расширении ЕС в обозримой исторической перспективе. Поэтому если Молдова хочет в Евросоюз, ей нужно готовиться к переговорам с Румынией о евроинтеграции. Собственно, в сегодняшней Молдове есть люди, которые не скрывают, что объединений с Румынией – это вопрос обозримого будущего, в частности спикер парламента и исполняющий обязанности президента Михай Гимпу говорит об этом открыто. И хотя официально Молдова отрицает такие перспективы, я думаю, что после апрельских событий, после смены власти, после того, как партия коммунистов ушла в оппозицию, интеграция РМ с Румынией становится более реальной.
- Каковы на этом фоне перспективы Приднестровья?
- Я думаю, что если Кишинев и Бухарест договорятся об объединении и Молдова станет частью Румынии, то Приднестровье получит все основания для признания независимости. Поэтому и Евросоюз, и Россия, и другие страны, понимая всю серьезность объединения Румынии и Молдовы, пойдут на признание Приднестровья. Я думаю, что своя Чечня «Великой Румынии» не нужна, поэтому Бухарест одним из первых признает независимость Приднестровья.
- Сегодня в Приднестровье резко обострились отношения между элитами по поводу конституционного проекта Игоря Смирнова. Парламент и президент находятся в состоянии открытого конфликта. Как наиболее оптимально выйти из конституционного кризиса?
- Я думаю, что успех референдума, который инициирует Игорь Смирнов, выглядит достаточно сомнительно. Поэтому актуален сценарий компромисса, который предполагал бы следующее. Игорь Смирнов, безусловно, остается у власти и не сдает свои полномочия как минимум до конца своего срока, то есть до декабря 2011 года, когда он сам определиться выдвигаться на новый срок или нет. При этом он отказывается от своего одиозного конституционного проекта. Мне совершенно очевидно, что парламент должен то же пойти на уступки, потому что фактическая независимость возможна только в условиях сильной президентской власти и при недопущении вертикального раскола элит. Если противостояние президента и парламента зайдет слишком далеко, то это может сыграть роковую роль в судьбе приднестровской государственности.