Подлинные цели усиления группировки войск в Афганистане носят внутренний характер и имеют отношение к выборам. Подобно Линдону Джонсону, который расширил войну в Афганистане, Обама смертельно боится того, что республиканцы назовут его трусом и тряпкой.
Чтобы прикрыть фланги и выглядеть круто на следующих президентских выборах в США, Обама расширяет войну во Вьетнаме. Чтобы выглядеть сильным человеком в глазах переменчивых в своих пристрастиях избирателей, он пожертвует жизнями сотен американских солдат, согласится на то, чтобы еще большее их количество получило страшные ранения и увечья, потратит как минимум 30 миллиардов долларов бюджетных денег и в процессе этой эскалации уничтожит многие тысячи мирных афганцев.
Это политический театр, и ни что иное. Чем еще можно объяснить эскалацию войны в Афганистане, проводимую Обамой? И почему он пообещал вернуть новые войска домой буквально через год после их отправки на войну?
Чтобы доделать начатое дело? Восстановить Афганистан? Убить Усаму бен Ладена и сокрушить "Аль-Каиду"? Нет, достичь этих целей практически невозможно. А "Аль-Каида" слишком мала и слишком рассредоточена по всему миру, чтобы ее уничтожить.
Кто-то говорит, что афганскую войну и ее эскалацию затеяли для того, чтобы проложить трубопровод для перекачки газа из Центральной Азии. Вздор - только маньяк станет вкладывать большие средства в строительство трубопровода в этой стране. В конце 90-х аргентинская фирма Bridas и американская Unocal соперничали за право реализации такого проекта. Но та мечта, которая всегда была эфемерной, просто растаяла в воздухе. Пройдут в лучшем случае десятилетия, прежде чем афганская земля станет достаточно безопасной для прокладки там газопровода, принадлежащего иностранцам.
Другие утверждают, что войну в Афганистане ведут, чтобы развернуть американские военные базы и грозить ими Китаю, России и Ирану. На самом деле, благодаря оккупации Ирака и Афганистана у Соединенных Штатов сейчас есть базы по обе стороны Ирана, а также небольшие базы в Центральной Азии. Но для этого эскалация войны не нужна.
Истинная цель отправки этих 30000 солдат в Афганистан состоит в том, чтобы Обама выглядел крутым и жестким парнем, когда он пойдет навстречу следующим президентским выборам в США.
Не имея выхода к морю и будучи слаборазвитой буферной страной без особых ресурсов, Афганистан издавна является лишь средством для достижения каких-то иных целей. Задумайтесь над тем, как Соединенные Штаты использовали эту страну.
Во-первых, во времена "холодной войны" Джимми Картер, а затем и Рональд Рейган использовали Афганистан как "медвежий капкан" для Советов. Позднее Джордж Буш воспользовался им в качестве трамплина для вторжения в Ирак. Администрация Буша обсуждала вопрос о смене режима в Ираке на одном из самых первых заседаний кабинета. Среди прочего, ей нужны были прямой экономический контроль и опосредованный геостратегический контроль над огромным нефтяным богатством Ирака. Частично данная цель достигнута, о чем свидетельствуют подписанные недавно в Ираке контракты с компаниями Exxon и Royal Dutch Shell.
Единственный реально возможный путь в Ирак лежал через Афганистан. 15 сентября 2001 года заместитель министра обороны Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) выступил с предложением о том, чтобы Соединенные Штаты отказались от вторжения в Афганистан и напали прямо на Ирак. Но в этом случае не удалось бы создать коалицию. И кроме того, "Аль-Каида" ведь находилась в Афганистане, которым управляли талибы.
Поэтому вторжение в Афганистан состоялось - быстро, дешево и легко. А затем на протяжении восьми лет Афганистан просто нагнаивался, как очередная забытая война.
Но вот настали президентские выборы 2008 года. Обама пообещал завершить войну в Ираке. Но опасаясь, что его назовут слабовольным слизняком, он также воспользовался Афганистаном. В его мужественном военном танце Афганистан превратился в риторическое заклинание, в политический амулет. Он пообещал проиграть войну в Ираке (называйте это выводом войск или передислокацией, если вам так нравится), но в то же время, спасти честь нации, одержав победу в "необходимой" войне в Афганистане. Короче говоря, Обама попользовался Афганистаном, дабы показать, что он отнюдь не тот мягкий, смиренный и напуганный маленький демократ, каким его изображали республиканцы из Великой старой партии.
Погодите, скажете вы, но ведь большинство американцев хочет, чтобы мы ушли из Афганистана!
Ну и что? Исход президентских выборов решает не большинство избирателей, а, скорее, неопределившиеся избиратели в неопределившихся штатах. "Рейгановские демократы" и "клинтоновские консерваторы". Небольшая кучка мужчин ( и в меньшей степени, женщин) постарше возрастом и побелее кожей из среднего и рабочего класса, которые живут в сельской местности и в городских предместьях штатов Огайо, Пенсильвания, Миссури, Тенесси, Мичиган и так далее.
У этой части общества очень сильно развито чувство национальной гордости, они любят военных, традиционно ценят мужское начало и мужественность, а также роль насилия в управлении миром. У них слишком упрощенные взгляды на мировую политику. Обама чувствует, что перед открытием избирательных участков он должен получить возможность сказать этим людям, что не боится драться, что он приложил максимум усилий в Афганистане.
И ни к чему задумываться о правде войны. Какой она будет? Наплевать - важнее, что о ней будут думать неопределившиеся избиратели. Вдруг они поверят, что молодой чернокожий президент со смешным мусульманским именем просто удрал с поля боя?
Ничего другого в афганской стратегии Обамы просто нет. Война эта безнадежна, но может оказаться весьма полезной. Победа в Афганистане - это переизбрание в 2012 году.
Но воспоминания о поражении Линдона Джонсона на перевыборах 1968 года мучают молодого президента. Ирония заключается в том, что если Обама не сумеет заявить об успехе и своевременно начать сокращение группировки, то его афганская авантюра может иметь для него весьма неприятные последствия и стоить ему второго срока в Белом Доме. А если война даже после ее расширения будет продолжаться с большим скрипом, изматывая людей и требуя все новых затрат (кое-кто считает, что за десять лет эти затраты могут достичь сотен миллиардов долларов), то это очень сильно помешает Обаме увеличивать расходы на внутренние нужды.
Каков бы ни был исход, Обама ясно дал понять: он готов убивать, лишь бы его переизбрали.