Петербургский Антидискриминационный центр «Мемориал» обнародовал ряд данных о фактах нарушения прав цыганских детей на получение образования, как в Ленинградской области, так и по России в целом. Свое выступление сотрудники «Мемориала» приурочили ко Дню прав человека, отмечаемому 10 декабря и минувшему 20-летию принятия Конвенции ООН по правам ребенка.
Сотрудники Антидискриминационного центра «Мемориал» рассказали о проблемах, возникающих в школах, которые расположены вблизи компактных цыганских поселений. Здесь, как правило, создаются специальные классы, где учатся дети цыганской национальности. Нередко под такие классы отдаются помещения, служившие ранее столярными мастерскими, котельными, лабораториями.
По утверждению правозащитников, детей в такие классы определяют не по уровню развития, а по национальности. Случается (как, например, в Татарстане, Екатеринбурге и ряде других регионов), что в один класс попадают дети разного возраста, а значит, те, кто, к примеру, ходит в школу первый год и те, кто отзанимался уже несколько лет. Ряд дисциплин (такие, как иностранные языки) здесь не преподаются вовсе.
При определении учеников в такие классы, указывают юристы «Мемориала», были нарушены такие нормы, как диагностирование детей без согласия родителей. Впрочем, среди старшего поколения немало неграмотных, которые в свое время окончили ту же самую, либо подобную ей школу. По данным Антидискриминационного центра, в различных регионах России от 20% до 40% цыганских детей не ходят в начальную школу, и более 90% не оканчивают среднюю школу. Не удивительно, что в цыганских общинах очень велика безработица.
Директор Антидискриминационного центра «Мемориал» Ольга Абраменко говорит: «Наша цель, чтобы цыганский народ сохранил свою самобытность, и в то же время встроился в нормальное, цивилизованное, современное общество. Эта задача, конечно, непростая, но мы видим положительную тенденцию. Например, все больше цыганских студентов появляется в нашей стране. И при поддержке международных фондов они учатся, получают стипендии. Есть такой Цыганский образовательный фонд, который работает и в России. И все больше цыганских родителей хотят, чтобы их дети получали образование и становились полноценными членами общества».
Положительные тенденции, о которых рассказала Ольга Абраменко, соседствуют с фактами откровенной дискриминации по национальному признаку. В качестве примеров сотрудники «Мемориала» рассказывали о том, что во многих школах, где есть специализированные цыганские классы, учителя по настоянию родителей отказываются проводить совместные культурные мероприятия, такие, как походы в театр, или празднование Нового года. Причем, бывает, что инициаторами раздельного проведения новогодних елок выступают как раз родители-цыгане.
Исполнительный директор Центра социальной и юридической защиты цыган Стефания Кулаева сообщила, что она и ее коллеги подготовили специальный отчет о дискриминации и несоблюдении прав цыганских детей в российских школах. А ведется ли работа по воспитанию толерантности среди русских школьников? Стефания Кулаева говорит: «Конечно, такая работа должна вестись, и в некоторых местах, где есть добрая воля, она ведется. Конечно, проблема нетерпимости к цыганскому народу стара, как мир, и не менее актуальна, чем проблема антисемитизма, кавказофобии и всех остальных форм расизма, которым и город, и страна обязаны сказать решительное «нет». Во многих регионах, там где действительно есть такое желание, поддерживается симпатия русского населения к цыганам, в том числе и через школы, которые проводят общие мероприятия. У нас есть целая сеть таких школ, которые настроены на интеграцию детей, на поддержку.
Ну, а что касается Санкт-Петербурга, гордящегося своим статусом толерантного города, недавно и неожиданно для меня полученным, это довольно странно, потому что со стороны властей, конечно, принимаются какие-то программы, и мы видим социальную рекламу на улицах. Но я пока не вижу результатов этого. Я бы не сказала, что у нас резко снизилось количество расистских выходок, что у нас лучше стали чувствовать себя дети, которые этнически отличаются от местного большинства».
В настоящее время сотрудники «Мемориала» подготовили обращение в Европейский суд по правам человека. Причиной этого шага стали нарушения прав школьников в одном из средних учебных заведений Тулы. Повод для оптимизма от этого обращения у правозащитников есть. Некоторое время назад по аналогичным искам были выиграны суды в Чехии и в Греции.
Владимир Бондарев, Санкт-Петербург, специально для RFI.