Случилось то, что не должно было случиться по определению: один из членов элитарного валютного клуба утратил кредитный знак качества. Это еще не катастрофа, но предвестник серьезных проблем и возможных потрясений.
Вслед за дубайским кризисом Европу ошарашил еще один: греческий. Впервые за почти одиннадцать лет существования еврозоны одна из 16 входящих в этот элитарный валютный клуб стран выпала из высшей рейтинговой лиги: агентство Fitch снизило оценку кредитной надежности Греции с А- до ВВВ+ с негативным прогнозом. Через пару недель аналогичный шаг, скорее всего, совершит и агентство Standard & Poor's.
Утрата А-рейтинга - это еще не катастрофа и уж, конечно же, не признак предстоящего вот-вот дефолта. Греция пока вполне в состоянии обслуживать свои долговые обязательства - в отличие от виновника дубайского кризиса, злосчастной государственной компании Dubai World.
Падение евро - наименьшее зло
Однако при создании европейского валютного союза с его строгими критериями приема вряд ли кто предполагал, что одно из государств зоны действия евро будет настолько плохо вести свои финансовые дела, что окажется недостойно фактически стандартного для развитых экономик странового рейтинга с буквой А.
С этой точки зрения решение одного из трех ведущих международных рейтинговых агентств - это сигнал тревоги, и именно так его и восприняли на финансовых рынках Европы, о чем свидетельствует достаточно резкое падение курса евро по отношению к доллару.
Впрочем, удешевление евро - наименьшее зло во всей этой истории, а для европейских экспортеров оно и вовсе даже благо: их весьма беспокоит излишняя тяжеловесность родной денежной единицы. Ущерб, нанесенный греческим кризисом престижу еврозоны и авторитету ее дензнаков, пока тоже вполне обозримый. Никто не станет отказываться от евро как резервной валюты только потому, что в Афинах начали зашкаливать дефицит госбюджета и размеры госдолга.
Чем ниже рейтинг, тем выше процент
А вот в самой Греции случившееся уже привело к бегству инвесторов из капитала местных банков, что может вызвать острый кризис в финансовом секторе, и вскоре приведет к растущим расходам при пополнении казны и финансировании без того уже гигантской задолженности. Ведь снижение рейтинга ускорило падение курсов греческих гособлигаций. Чем ниже эти курсы, тем выше тот процент, который правительству приходится гарантировать покупателям все новых и новых облигаций, выпуск которых необходим для поддержания жизнедеятельности государства и обслуживания прежних долгов.
Уже сейчас Греция с рейтингом BBB+ платит своим кредиторам примерно на 2,5 процентных пункта больше, чем, скажем, Германия с рейтингом ААА. Поскольку при выпуске облигаций речь идет о миллиардах евро, эта разница, этот спрэд, оборачивается дополнительными расходами в сотни миллионов евро. Они могут привести к очередному снижению рейтинга и, соответственно, к дальнейшему росту процентов. Так будет раскручиваться долговая спираль, что в среднесрочной перспективе может привести к банкротству всего государства.
Не может быть, потому что не может быть никогда
А что тогда? Вот это и есть ключевой вопрос в том кризисе, который разгорается на наших глазах. У еврозоны, задуманной как союз стран с образцовым финансовым хозяйством, нет никаких процедур или механизмов на случай дефолта одного из членов. Такого не может быть по определению! Историческое значение нынешних греческих событий в том и состоит, что они предупреждают нас: такое, пусть пока чисто теоретически, но все же возможно.
Вернее, возможна ситуация, при которой членам еврозоны придется из кожи вон лезть для того, чтобы предотвратить дефолт собрата. Иными словами, тушить финансовый пожар дополнительными миллиардами из своих собственных бюджетов, уже сейчас надорванных глобальным кризисом. Одну Грецию Германия, Франция, Нидерланды и другие крупные члены еврозоны, быть может, еще и сдюжат. Но что, если вслед за Грецией закачаются Италия, Испания, Португалия, то есть другие страны "южного пояса" еврозоны, где строгая бюджетная дисциплина по традиции не особенно в чести?
Исключать нельзя оставить
Может ли тогда встать вопрос об исключении тех или иных стран из еврозоны? Сейчас, оглядываясь на события более чем 11-летней давности, многие приходят к выводу, что прием Греции в группу стран-основательниц еврозоны, осуществленный по политическим мотивам вопреки собственным макроэкономическим критериям, был серьезной ошибкой. Но не надо обладать пророческим даром, чтобы предсказать: изгнание Греции из валютного клуба станет для этой страны такой социально-экономической и политической катастрофой, что даже всем ее соседям мало не покажется.
Значит, такого развития событий допустить нельзя. Но как его предотвратить? Требовать от Афин строжайшего режима экономии в условиях, когда в Греции и без того растет социальная напряженность, выплескивающаяся на улицы в виде молодежных волнений?
Европейским политикам и финансово-валютным начальникам отныне на годы вперед обеспечены продолжительные дискуссии и устойчивая головная боль. Такую вот кашу заварили эксперты Fitch. Впрочем, мы должны быть благодарны им за то, что они, научившись на прошлых ошибках, наконец-то сделало то, ради чего рейтинговые агентства, собственно, и создаются: они заблаговременно обратили всеобщее внимание на наметившуюся тревожную тенденцию.