Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украина на краю Европы

Вопреки всем домыслам кризис российско-украинских отношений возник задолго до «оранжевой» революции.

© коллаж ИноСМИмосква киев россия украина
москва киев россия украина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вопреки всем домыслам кризис российско-украинских отношений возник задолго до «оранжевой» революции. Закон о возможном вступлении в НАТО был одобрен еще в 2003 году, когда президентом был Леонид Кучма, а премьером – Виктор Янукович, на которого сейчас Кремль бессмысленно возлагает надежды.

Хроническое повторение российско-украинского газового конфликта наводит на: а не перерастет ли однажды торговая война в войну обычную? О серьезности положения говорит обмен президентов взаимными предупреждениями этим летом,  слишком явное отсутствие российского посла в Киеве и устоявшееся в России восприятие Украины как неприятеля. Неудивительно, что громче всего о помощи кричат украинцы. В аналитическом материале, который недавно опубликовал украинский институт по вопросам национальной безопасности, не исключается возможность того, что Россия попытается разделить территорию Украины и создать московский протекторат на востоке страны.

Вопреки всем домыслам кризис российско-украинских отношений возник задолго до «оранжевой» революции. Это вовсе не выражение личной неприязни кремлевских руководителей и символа революции Виктора Ющенко. Новый общественный строй на Украине уже давно не считают привлекательной альтернативой российскому строю. Ведь Украина не добилась управления более эффективного, чем кремлевская «вертикаль власти». Разногласия в понимании национальных интересов глубже, они имеют системный характер. Вот что говорится в упомянутом выше документе: «Почти двадцатилетний опыт контактов с независимой Украиной убедил Кремль в том, что непрямой контроль через так называемых «пророссийских» политиков не может быть эффективным. Все без исключения «пророссийские» политики, как только они получали власть, мгновенно меняли свою ориентацию и начинали более или менее активно проводить проукраинский курс, который на практике совпадает с прозападным курсом». Это абсолютно точное описание. Явление, которое постоянно повторяется, не может быть случайным.

Украинское общество в целом привыкло к условиям представительской демократии. Страна активно готовится к уже пятым за последние семь лет всеобщим выборам. В отличие от России выборы на Украине происходят в условиях реальной конкуренции, и украинцы пользуются возможностью сменить правящую элиту, если она им не нравится. В результате четырех из пяти выборов у власти оказывалась оппозиция. Пока в России царствует мертвая тишина, общественный дискурс в Киеве имеет очень высокий рейтинг. Наибольшей популярностью среди телевизионных программ неизменно пользуются политические дебаты. Отличия украинского общества и российского настолько кардинальны, что они сами по себе являются центробежной силой. Неумение заметить это обстоятельство в практической политике в 2004 году уже привело к краху попыток Кремля повлиять на украинских избирателей с помощью методов, которые применялись в России.

Хотя Россия может рассчитывать на симпатию со стороны отдельных граждан Украины, большинством эти люди никогда не станут. На уровне правящих элит России не приходится рассчитывать даже на меньшинство. Независимость для украинской власти, прежде всего, означает независимость от России. Это право иметь собственную историю вместе с собственным историческим мифом. Поэтому украинская власть не может не искать отличий.

Политики восточных регионов для продвижения  собственных интересов нуждаются в инструментах суверенитета, и поэтому они охотно уступают идеологическую сферу традиционным носителям идеологии  «украинства» - «западникам», так на украинском языке называют представителей западной части страны. Иначе восточным политикам пришлось бы аргументировано объяснять своим избирателям, почему собственно они против объединения с Россией.

Принципиально отличаются взгляды Москвы и Киева в вопросе национальной безопасности. Россия стоит в центре собственных военно-политических союзов и требует права вето на вступление постсоветских стран в другие объединения. Украина всегда мечтала стать органичной частью евроатлантических структур. Это необязательно членство в НАТО, но в любом случае речь здесь идет о военно-политической интеграции с Западом. Кстати, закон о возможном вступлении в НАТО был одобрен еще в 2003 году, когда президентом был Леонид Кучма, а премьером – Виктор Янукович, на которого сейчас Кремль бессмысленно возлагает надежды. Ясно, что договоренность в этом вопросе практически невозможна. Также сложно представить, что Россия и Украина когда-то договорятся, кому принадлежит Севастополь, там стоит российский Черноморский флот. На кон поставлена способность Украины обеспечить контроль над собственной территорией.
 
Ситуацию осложняет то обстоятельство, что Москва до сих пор не могла понять сама и объяснить остальным, чего она больше хочет: повысить доходы от продажи газа Украине, что означает переход на понятные рыночные отношения, а значит, признать независимости Украины, или же сохранить рычаги давления на тот случай, если желаемый геополитический переворот будет возможен. Все же вторжение русских на территорию Украины маловероятно, а вот крики о помощи киевских политиков имеют место быть. И они, по меньшей мере, напоминают западным политикам о том, что недальновидно оставлять крупное, пусть и не очень эффективное государство в серой зоне европейской безопасности.