Российские компании сидят на бомбе замедленного действия в сотни миллиардов долларов, поскольку с апреля постоянно увеличивают объемы заимствований за рубежом, не обращая внимания на риск неисполнения обязательств по выплатам, который преследовал их в начале 2009 года.
По словам банкиров, отказ от реструктуризации может помешать России заимствовать средства в будущем, а отсутствие четко очерченных правил взаимодействия между российскими и западными кредиторами увеличивает риск будущих дефолтов.
Денежные и товарные рынки были неожиданно милосердны по отношению к России с июня месяца, помогая отсрочить предсказанную многими катастрофу с долговыми обязательствами. Однако трудности Dubai World с выплатой по кредитам напомнили о том, что данная проблема просто временно отложена.
Многопрофильная корпорация Dubai World заявила в прошлом месяце, что ей придется заморозить выплаты по кредитам на общую сумму примерно 26 миллиардов долларов в связи с понижением конъюнктуры на мировом рынке недвижимости, в результате которого она оказалась не в состоянии обслуживать свои долги.
"Есть настоятельная потребность в реструктуризации у большого количества российских компаний. Мы все надеемся, что ситуация на рынке будет по-прежнему улучшаться, но рубль подешевел на 2 процента (после заявления Dubai World), поэтому никто не может прогнозировать, что произойдет дальше", - говорит специализирующийся на реструктуризации долгов юрист Роман Маловицкий из московского адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
Российский внешний негосударственный долг вырос в октябре до 441,2 миллиарда долларов с апрельского показателя в 420,7 миллиарда, поскольку бизнес продолжает брать кредиты в условиях понижения процентных ставок и укрепления рубля по отношению к доллару.
UBS прогнозирует, что в будущем году задолженность вырастет примерно до 500 миллиардов долларов, когда Россия выйдет на рынок с государственными еврооблигациями. Тогда базовая процентная ставка для российских заемщиков еще больше понизится. Данные Центробанка говорят о том, что к 2010 году сумма возмещений по кредитам для негосударственных предприятий и банков составит 153 миллиарда долларов.
Такую тенденцию подпитывает и аппетит иностранных банков, заинтересованных в выдаче кредитов российским заемщикам. А это значит, что виноваты обе стороны.
Большинству компаний не удалось решить свои долговые проблемы в ходе переговоров о реструктуризации, которые лихорадочно шли в первые месяцы 2009 года. Исключение в этом ряду составляют лишь УК "Русал", которая на прошлой неделе договорилась с 70 зарубежными кредиторами о сделке на 7,4 миллиарда долларов, и сталелитейная и угледобывающая компания "Мечел" со своим пакетом на 2,6 миллиарда.
"С мертвой точки сдвинулись только две компании. А что случилось с остальными? Долг по-прежнему висит над нами как черная туча", - говорит один высокопоставленный московский банкир, попросивший не упоминать его имя.
Но есть масса примеров других компаний из целого ряда отраслей, которые пока такие соглашение не заключили.
"Евраз" - это сталелитейная компания, которая в период бурного экономического роста набрала чрезмерно много кредитов. Производитель грузовиков "КАМАЗ" при поддержке Daimler ведет переговоры с кредиторами, предупредив их о том, что может обратиться за государственной поддержкой. А агентство деловых новостей "РосБизнесКонсалтинг" станет одной из многих фирм, за спасение которых в случае успеха переговоров примется миллиардер Михаил Прохоров.
"Некоторые компании с легкостью предполагают - либо благодаря оптимистическому моделированию, либо выдавая желаемое за действительность - что когда цикл сменится, они снова начнут зарабатывать деньги … Но проблема просто отсрочена", - говорит аналитик из Renaissance Capital Петр Гришин.
Некоторые западные банкиры и юристы предупреждают, что хотя переговоры по долгам в прошлом проходили вполне открыто и честно, в России отсутствуют правовые принципы и передовая мировая практика, обеспечивающие ключевые элементы успешной реструктуризации.
Решение проблемы может заключаться в составлении набора руководящих указаний, которые будут признаны, и которыми будут руководствоваться российские и западные банки. Некоторые аналитики называют их "московскими правилами" - по аналогии с серией правил для шпионов советской эпохи, описанных в знаменитых романах Джона Ле Карре.
В этой идее за основу взяты британские наставления по ведению переговоров о долгах, известные как "принципы неплатёжеспособности" или "лондонские правила". Они одобрены Всемирным банком, Банком Англии и Ассоциацией британских банкиров.
"Я очень рекомендовал бы установить такие правила для России, потому что у нас нет соответствующих правил игры. На практике они существуют, но лучше, если они будут написаны на бумаге", - говорит Маловицкий. Он отмечает, что одна из сделок по реструктуризации, над которой он работал, вначале была на грани срыва из-за разногласий между иностранными и западными кредиторами (так в тексте - прим. перев.).
"Существовало недопонимание между российскими и иностранными кредиторами, поскольку у них были разные цели", - отмечает он.
Для реализации этих правил, видимо, понадобится государственная поддержка, чтобы они были эффективными и обеспечивали содействие со стороны крупнейших банков России, которые принадлежат государству.
По словам высокопоставленного московского банкира, российские компании должны понять, "что в долгосрочной перспективе произойдет с экономической ситуацией в России и с предоставлением кредитов", если они не начнут погашать задолженность.