Пока еще она является премьер-министром Украины. Однако Юлия Тимошенко хочет стать президентом. 49-летняя Тимошенко считается уверенным в своих силах и харизматичным политиком. Корреспондент газеты Handelsblatt беседует с ней о будущем Украины.
Handelsblatt: Что вы измените, если станете президентом?
Юлия Тимошенко: Мы будет ускорять процесс модернизации. Для того, чтобы стать развитой, современной страной мы должны в первую очередь позаботиться о внедрении европейских стандартов. Для этого все нашего общество должно быть перестроено.
- В чем конкретно состоят ваши планы проведения реформ?
- В первую очередь я собираюсь провести широкомасштабную юридическую реформу. Без независимой, работающей в соответствии с профессиональными стандартами юридической системы мы не сможет добиться никакой прозрачности в экономике, а также в других сегментах общества. Это необходимо прежде всего потому, что без помощи международных инвесторов наша экономика не будет жизнеспособной. Не стоит опасаться того, что при мне начнется какая-то полоса национализации или даже отчуждения собственности. Наоборот, я хочу добиться того, чтобы на украинском рынке было больше конкуренции.
- Как должна быть реформирована пострадавшая от кризиса экономика?
- Главные камни преткновения у нас – это бюрократия и коррупция. Эти фундаментальные изъяны делают нас непривлекательными для иностранных инвесторов. Мы должны добиться того, чтобы в ближайшие 18 месяцев продвинуть вперед реформы, иначе мы столкнемся с большими проблемами.
- В отношениях между Россией и Украиной существует серьезная напряженность. Как будут выглядеть ваши отношения в будущем?
- Я стремлюсь к установлению прагматичных отношений с Россией. Но для этого наши отношения сначала надо нормализовать. Как премьер-министр я уже сделала шаги в этом направлении. Вместе с Россией мы разработали договор в газовом секторе сроком на десять лет, помимо этого активизировалось сотрудничество в области самолетостроения, нанотехнологий и ядерной промышленности. Однако сотрудничество может развиваться только в том случае, если стороны относятся друг к другу с уважением. Мне кажется, что в России это поняли.
- Готовы ли вы отказаться от членства в НАТО ради сохранения добрососедских отношений с Россией?
- Что касается членства в НАТО, то я выступаю за проведение референдума. Это очень деликатный вопрос, и потребуется еще какое-то времени, прежде чем мы сможем им заняться.
- 80 процентов потребляемого в Европе природного газа транспортируется из России по трубопроводу , проходящему по территории Украины. Как и с какими партнерами следует реформировать газовый сектор на Украине?
- Газовый вопрос в последние годы был очень политизирован. В будущем все участники газового рынка должны тесно сотрудничать друг с другом. Что касается модернизации, то в ней все должны принять участие. Только один вопрос я не готова обсуждать – газотранспортная система находится и будет продолжать находиться в собственности Украины, а ее приватизация создала бы угрозу для свободы моей страны, чего я никогда не допущу.