Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Молдова — Румыния: президентский пасьянс

© РИА Новости / Перейти в фотобанкКандидат на пост президента от правящей в Молдавии коалиции Мариан Лупу
Кандидат на пост президента от правящей в Молдавии коалиции Мариан Лупу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С разницей всего в один день в Молдове и Румынии состоялись выборы президента. В Молдове парламент не сумел воспользоваться второй и последней попыткой избрать президентом страны кандидата от мажоритарного альянса «За европейскую интеграцию» Мариана Лупу, и теперь эту республику, согласно действующей конституции, ожидают вторые по счету досрочные парламентские выборы.

С разницей всего в один день в Молдове и Румынии состоялись выборы президента. В Молдове парламент не сумел воспользоваться второй и последней попыткой избрать президентом страны кандидата от мажоритарного альянса «За европейскую интеграцию» Мариана Лупу, и теперь эту республику, согласно действующей конституции, ожидают вторые по счету досрочные парламентские выборы. 

 

В Румынии ситуация также достаточно неоднозначна — сторонники проигравшего выборы Мирчи Джеоанэ опротестовывают результаты всенародного голосования в конституционном суде Румынии, передав в центральное избирательное бюро более 136 тысяч доказательств зарегистрированных нарушений, что, кстати, почти в два раза превышает перевес голосов между Траяном Бэсэску и его оппонентом.

 

На данный момент достаточно непросто предугадать, как будет развиваться ситуация в этих странах и как это может повлиять на реализацию интересов Украины в регионе, хотя некоторые тенденции просматриваются уже сегодня достаточно четко.

 

Молдова — страна без президента

 

Большинство местных аналитиков пессимистично оценивало возможности избрания Марина Лупу на пост президента Молдовы. Напомним, что, как и в ходе первой попытки, состоявшейся в ноябре этого года, за него проголосовали только 53 члена правящего альянса вместо необходимого 61 члена парламента. Несмотря на широко растиражированные слухи о том, что членам альянса якобы удалось найти то ли шесть, то ли семь из восьми необходимых голосов из числа фракции оппозиционной ныне компартии, все 48 депутатов-коммунистов дружно покинули зал еще до начала голосования.

 

Основных проблем неизбрания президента — две и обе достаточно банальны: нежелание коалиции вести конструктивный диалог с оппозицией и усиливающееся недоверие внутри самого правящего альянса.

 

В момент формирования мажоритарного альянса в Молдове в августе этого года многие говорили о союзе «ужа с ежом», хотя и отмечали несомненный прогресс в консолидации указанных партий в борьбе с их общим оппонентом — партией коммунистов во главе с экс-президентом РМ Владимиром Ворониным. Голосов альянса хватило для избрания спикера парламента Михая Гимпу и назначения на пост премьер-министра Владимира Филата. Временно «не у дел» остался только Мариан Лупу, который к тому моменту, возможно, осознал, что выборы президента нужны, по сути, только ему самому, но никак не его коллегам по коалиции. Масла в огонь подливали в основном партнеры по альянсу. Михай Гимпу позволил себе как-то публично пошутить, что готов исполнять обязанности президента еще хоть четыре года (в условиях отсутствия президента его обязанности исполняет спикер парламента, который не ограничен в сроках назначения новых досрочных парламентских выборов).

 

Коммунисты понимали, что альянс, несмотря на настойчивые рекомендации Запада, не заинтересован в обеспечении их личных гарантий и гарантий их бизнесу. Поэтому понимали, что только неголосование за предложенную им кандидатуру М.Лупу может спасти партию от неминуемого раскола, даже несмотря на угрозу будущих досрочных выборов, которые ослабят позиции коммунистов по сравнению с сегодняшними.

 

Провал выборов президента, конечно же, несколько всколыхнул внутреннюю ситуацию в стране. Первыми отреагировали местные обменники, резко снизившие котировку «самой стабильной валюты» региона — молдавского лея: в отличие от украинской гривны, которая за период кризиса обесценилась почти вдвое, молдавскому лею даже удалось укрепиться по отношению к доллару. Тем не менее развала правящего альянса ожидать не стоит как минимум до момента прояснения перспектив реализации политической реформы, которую предлагают отдельные партии, входящие в коалицию.

 

Суть реформы состоит в том, чтобы либо перейти к системе всенародных выборов президента, либо избирать его простым парламентским большинством. Вторая неафишируемая публично цель реформы — удержать Мариана Лупу и его демпартию в составе коалиции. Вполне естественно, что по мере приближения даты вероятных досрочных парламентских выборов (ориентировочно осень 2010-го) дееспособность коалиционного правительства, в т.ч. на внешнем направлении, будет снижаться, ведь каждая из партий начнет работать на свой электоральный результат, а сегодняшние партнеры по коалиции являются прямыми конкурентами на выборах.

 

Руководство партий, входящих в альянс, уже минимум месяц ведет негласную подготовку к досрочным выборам в парламент. Влад Филат и Михай Гимпу явно избрали своей главной предвыборной картой румынский вектор, подписав двустороннее соглашение о малом приграничном трафике и дав таким образом возможность трети населения Молдовы ездить в Румынию без виз. В ходе саммита Центральной европейской инициативы в Бухаресте 13 ноября с.г. молдавский премьер Влад Филат заявил, что «чувствует себя в Румынии как дома». Спикер парламента и одновременно и.о. президента Михай Гимпу по случаю национального дня Румынии первого декабря сказал, что приложит максимум усилий для ускорения темпов оформления румынского гражданства населению Молдовы. А о команде Владимира Воронина, активно препятствовавшей румынской экспансии в Молдове, было сказано, что она не ведала, что творила.

 

Украина, похоже, пока вынуждена ограничиться примирительным тоном нового молдавского руководства и заявлениями о готовности решать существующие проблемы. Есть опасения, что Кишинев рассчитывает в отношениях с Киевом «день простоять да ночь продержаться», а там, поди знай, когда у новоизбранного украинского главы государства «дойдут руки» до Молдовы. Эта логика, безусловно, имеет ряд узких мест. Хотя бы потому, что некоторые наиболее вероятные кандидаты в президенты уже сегодня не скрывают, что вряд ли будут особо «церемониться» с Кишиневом, если тот не будет готов к конструктивному диалогу. Но ведь и Украине не легче от того, что для руководства Молдовы вопросы отношений с нашей страной не находятся в числе реальных приоритетов.

 

Впрочем, все вполне логично, румынские власти на протяжении последних нескольких лет вложили огромный политически капитал в пришедшие сегодня к власти в Молдове политические элиты, и теперь начинают получать от этого весомые дивиденды.

 

А чего ожидает Киев, чье внимание к Молдове часто страдает ситуативностью? Восьмого декабря были обнародованы результаты проведенного в Молдове социологического исследования «Барометр общественного мнения», согласно которому 50,4% опрошенных считают, что основным стратегическим партнером Кишинева должна быть Россия. За стратегическое партнерство с Румынией высказались 8,7% респондентов, с Украиной — всего лишь 1,6%!

 

Унионизм — стратегия победы

 

Седьмого декабря были объявлены предварительные результаты президентских выборов в Румынии, на которых с небольшим отрывом одержал победу действующий глава государства Траян Бэсеску. Результаты экзит-поллов, почти единогласно говорившие о победе Мирчи Джеоанэ, не включали в себя результаты голосования на заграничных участках, где к урнам пришло более 147 тыс. граждан Румынии, около 80% из которых поддержали Траяна Бэсеску. В Молдове на 13 участках проголосовало около 12 тыс. избирателей, 95% которых поддержали действующего президента. В итоге Бэсеску оторвался от своего конкурента почти на 75 тыс. голосов.

 

На данном этапе окончательную судьбу результатов президентских выборов должен решить конституционный суд Румынии. Согласно сложившейся традиции, практически каждые выборы в Румынии (президентские, парламентские, местные) завершаются серьезными политическими скандалами, тем не менее это не приводит к пересмотру их результатов. Таким образом, с достаточно высокой степенью вероятности можно предположить, что Траян Бэсеску останется президентом Румынии еще на один срок.

 

Не вызывает сомнений, что победу на выборах Т.Бэсеску принесли именно граждане, пришедшие на заграничные участки в Италии, Испании, Германии и Молдове. Без их активной поддержки переизбрание действующего президента выглядело бы проблематичным, принимая во внимание довольно сильную внутреннюю критику в его адрес по поводу высокого уровня коррупции в стране, неэффективность мер по преодолению Румынией последствий мирового финансово-экономического кризиса и т.д. С учетом изложенного, можно прогнозировать, что команда Траяна Бэсеску в послевыборный период может несколько умерить публичную унионистскую риторику, однако продолжит практическую деятельность по поддержке заграничных румын, массовой паспортизации жителей Молдовы, Буковины и Южной Бессарабии.

 

Можно, конечно, успокаивать себя, что сегодня люди в Молдове и Украине стоят в очередях за румынским гражданством не от большой любви к Румынии, а чтобы получить возможность свободного передвижения по территории Евросоюза, увеличить свои конкурентные преимущества на европейском рынке труда (не секрет, что зарплаты граждан ЕС иногда в разы выше, чем те которые может получать, скажем, гражданин РМ, выполняющий такую же работу). Но в условиях возможного увеличения дифференциации социально-экономического положения в странах ЕС и за пределами его восточных границ вопрос гражданства одной из стран, входящих в элитный клуб, может получить совсем другое звучание. Уже через 10—20 лет наличие у большинства жителей Молдовы румынского гражданства может стать не меньшей проблемой для сохранения государственности этой страны, чем, например, проблема Приднестровья. Ослабление государственности РМ или угроза ее распада в свою очередь может создать значительные вызовы и угрозы национальной безопасности Украины.

 

Безусловно, не стоит преувеличивать степень угрозы румынской гуманитарной экспансии в Молдове и отдельных регионах Украины, а также нагнетать румынофобские настроения (такие подходы уже сегодня как минимум не способствуют ни решению украинско-румынских проблем, ни продвижению диалога нашей страны с ЕС). Материальные и людские ресурсы Бухареста на этом направлении все еще в значительной степени ограничены. Да и в Молдове большинство населения отнюдь не спешит объединяться с Румынией, где молдаван часто рассматривают в качестве младших заблудших братьев.

 

Тем не менее, выстраивая стратегию реализации своих национальных интересов в регионе, в Киеве должны учитывать, что новый тандем, в котором начали с недавних пор усиленно работать властные элиты Румынии и Молдовы, может быть использован Россией и Приднестровьем для дальнейшего сохранения неурегулированного конфликта под маркой неизбежности сползания Кишинева в политическую орбиту Бухареста. Кроме того, возможная ставка Кишинева на развитие особых отношений с Румынией может затормозить процесс разрешения двусторонних украинско-молдавских отношений, а также последующий возможный переход Украины и Молдовы к этапу стратегического партнерства с целью объединения усилий двух стран на пути к европейской интеграции.