Китай, вот уже два десятилетия активно ищущий новый источники энергопоставок для своей стремительно развивающейся экономики, в понедельник запускает «Газопровод Века», который даст сильный толчок развитию его промышленности.
Столь громким названием он обязан тому, что будет проложен по тем местам, где когда-то проходил Великий Шёлковый Путь. Голубое топливо из Туркменистана, расположенного на берегах Каспийского моря, через Узбекистан и Казахстан к восточному берегу Китая.
Газопровод, строительство которого оценивается в 20 миллиардов долларов, будет проходить по территории Туркменистана (200 километров), Узбекистана (550 километров), Казахстана (1.304,5 километров) и Китая, который он пересечёт с Запада на Восток (8.000 километров)
В то время как Евросоюз подсчитывал стоимость весьма призрачного проекта Набукко, задачей которого было обеспечить поставки среднеазиатского газа в Европу через Каспийское море в обход территории России, китайцы тянули трубы, которые обеспечат им устойчивые поставки в течение первой половины ХХI века.
Финансирование осуществлялось за счет заемных средств, основная доля - Банк развития Китая, гарантию обеспечения возвратности на период строительства обеспечит государственная компания CNPC, проводящая энергетическую политику страны в данном регионе.
Китай покупает месторождения и акции крупных энергетических компаний, а также щедро предоставляет кредиты и осуществляет инвестиции в промышленное развитие региона, что позволило ему с большей лёгкостью, чем крупным западным компаниям, укрепить связи с местными руководителями авторитарного толка. Именно они, лидеры Китая, Ху Цзинтао, Казахстана, Нурсултан Назарбаев, Туркменистана, Гурбангулы Бердымухамедов, и Узбекистана, Ислам Каримов соберутся в понедельник а туркменской столице Ашхабаде для открытия линейного крана нового газопровода.
Начиная с этого момента, газ будет прокачиваться по степям и пустыням Средней Азии до западной китайской провинции Сычуань, сотрясаемой народными волнениями. А уже оттуда, пересекая плоскогорья и рисовые поля Китая, устремится на восток Китая, в Шанхай и юго-восточную провинцию Гуандун, граничащую с Гонконгом.
Вначале по газопроводу будет прокачиваться 4,5 миллиарда кубометров газа в год. На проектную мощность в 40 миллиардов кубометров в год газопровод выйдет к 2013 году. Из этого объёма 30 миллиардов кубометров будут поставляться в Китай, а оставшиеся 10 миллиардов – в страны-транзитёры.
Строительство газопровода началось в июле 2007 года в туркменской области Багтярлык, где расположено несколько месторождений. По оценкам китайских экспертов, в них содержится более триллиона кубометров газа. Накануне Ху Цзинтао и Нурсултан Назарбаев, активно выступающий за экспорт среднеазиатских энергоносителей на Восток, запустили казахский участок газопровода, состоящий из двух параллельных веток протяжённостью 650 километров каждая.
«Этот стратегический проект соответствует логике регионального и глобального экономического развития, в котором поставка углеводородов играет основополагающую роль», отометил Ху Цзинтао на встрече с Бердымухамедовым в Ашхабаде, сообщают российские информационные агентства.
Когда начнутся поставки газа, Средняя Азия станет альтернативой Ближнему Востоку, которую Китай искал с тех пор, как в конце ХХ века открыл свою экономику внешнему миру. Китайские власти полагают, что увеличение потребления природного газа позволит сократить использование ископаемых видов топлива, которые загрязняют окружающую среду, таких, например, как уголь, добыча которого, ко всему прочему, уносит ежегодно тысячи человеческих жизней.
Дело в том, что Китай является одним из главных мировых импортёров нефти и газа, причём более половины объёмов этих энергоносителей для нужд своей промышленности он получает из взрывоопасного ближневосточного региона.
В ответ на критику по поводу китайского засилья в регионе руководители среднеазиатских стран апеллируют к прагматизму и необходимости достичь равновесия интересов мировых и региональных держав: России, Евросоюза, США и Ирана.
Официальные казахские источники проинформировали на прошлой неделе в Астане о том, что на данный момент не рассматривают строительство газопровода Набукко как жизнеспособный проект, но если Запад представит внятный план, они готовы изыскать газ, чтобы заполнить трубу.
Руководители среднеазиатских стран переняли подобный прагматизм от китайцев, использующих в энергетической области традиционную нерешительность Запада. Тем временем, Россия заполучила в свои руки ключ от туркменского газа, подписав в 2007 году соглашение о строительстве Каспийского газопровода длиной в 510 километров, который обогнёт море и на начальном этапе будет прокачивать ежегодно 12 миллиардов кубометров газа. К концу десятилетия его мощность достигнет 30 миллиардов кубометров.
Однако Москве не стоит почивать на лаврах, поскольку туркменское руководство всё ещё испытывает раздражение в связи с тем, что в апреле этого года Газпром прекратил закупать газ после довольно непонятной аварии на газопроводе, по странному стечению обстоятельств произошедшей вскоре после повышения Туркменистаном цены на своё голубое топливо.