Этот год был богат на важные для Центральной и Восточной Европы даты - 60-летие начала Второй мировой войны, 20-летие падения Берлинской стены, 5-летие расширения Европейского Союза на восток.
Их важность была должным образом отмечена, особенно в Германии, канцлер которой Ангела Меркель (Angela Merkel), несмотря на проливной дождь, посетила празднование годовщины событий 1989 года вместе с Михаилом Горбачевым, Лехом Валенсой (Lech Walesa) и Вацлавом Гавелом (Vaclav Havel).
Однако атмосферу заметно испортила мировая рецессия, заставившая многих в Центральной и Восточной Европе беспокоиться о своем настоящем и будущем, вместо того, чтобы тратить время на воспоминания о прошлых подвигах.
Надежды на то, что Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ) избегут наихудших последствий экономического кризиса, быстро развеялись. Трудности продемонстрировали уязвимость региона - в первую очередь его сильнейшую в мире зависимость от внешних займов. Важную роль в беспрецедентном буме, охватившем регион от Балтийского до Черного моря перед кризисом, сыграли именно иностранные кредиты. Стоило им исчезнуть, как ЦВЕ погрузилась в глубокую рецессию. В этом году прогнозируется падение валового внутреннего продукта всего посткоммунистическогго региона в целом, включая бывший Советский Союз, более, чем на 6 процентов, при том, что ВВП еврозоны должен упасть лишь на 4 процента.
Однако, по данным Европейского банка реконструкции и развития, за средними цифрами по региону скрывается широкий разброс вариаций. В Центральной Европе ВВП, по прогнозам, должен упасть всего примерно на 3,5 процента, благодаря стабильности в Польше – крупнейшей экономики Центральной Европы. Юго-Восточная Европа и бывший Советский Союз показывают намного худшие результаты: их ВВП вероятно упадет на 6,5 и 8,5 процента.
Разница между отдельными странами еще заметнее. Польша единственной из европейских стран избежала в этом году рецессии, в то время, как ВВП Украины и стран Прибалтики упал больше, чем на 13 процентов, продемонстрировав самый резкий спад с о времен падения коммунизма. ВВП России – крупнейшей экономики региона – рухнул на 8,5 процента, несмотря на активное вмешательство государства, осуществлявшееся благодаря нефтяным доходам прошлых лет.
К счастью, Международный валютный фонд и Евросоюз вовремя вмешались, смогли спасти наиболее уязвимые страны, в числе которых Украина, Венгрия и Латвия, от дефолта и пообещали не уходить из региона.
Кое-где, например, в Венгрии, кризис привел к падению правительств. Однако в целом общественные протесты были не слишком громкими даже в случае более жестких, чем в Западной Европе, антикризисных мер – в частности сокращения зарплат в государственном секторе Прибалтики, местами достигавшего 20 процентов.
Хотя у избирателей остается множество претензий к своим посткоммунистическим капиталистическим обществам, связанных в основном с коррупцией и несправедливым распределением богатства, они не ставят под сомнение фундаментальные ценности демократии и свободного рынка. В особенности это относится к новым странам Евросоюза, в которых лишь немногие хотели бы вернуться назад в 1989 год.
Этот год подчеркнул еще одну уязвимую сторону региона – зависимость многих его стран от импорта газа из России. Когда спор о контрактах между Россией и Украиной, через изношенную трубопроводную систему которой проходит 80 процентов экспортируемого из России газа, заставил Москву на две недели прекратить поставки Киеву, это привело к перебоям с газом в регионе.
Хотя, в конце концов, Россия и Украина урегулировали спор, боязнь повторения случившегося придала новый импульс усилиям ЕС по интеграции европейских рынков для защиты слабых стран, а также проектам альтернативных газопроводов. Речь идет как о двух российских проектах – пересекающем Балтийское море «Северном потоке», и идущем через Черное море на Балканы «Южном потоке», так и об амбициозном европейском плане строительства газопровода Nabucco, который должен соединить Центральную Европу с Каспийским бассейном.
Говоря в самом широком смысле, отношения между Россией и Западом несколько улучшились после избрания президентом США Барака Обамы, его визита в Москву и предложений «перезагрузить» пострадавшие при Джордже Буше связи с Москвой.
Тем не менее, напряженность по-прежнему сохраняется. Воспоминания о прошлогодней войне между Россией и Грузией по-прежнему свежи, как и опасения, связанные с агрессивной политикой, которую Москва ведет по отношению к своим соседям, включая Украину – крупнейшую постсоветскую республику после России.
Евросоюз и Россия до сих пор не восстановили долгожданные переговоры по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Хотя г-н Обама относится к Москве с тем уважением, которого она требует, и к тому же начал обсуждать с ней новый договор о стратегических вооружениях, реальные интересы президента США лежат в других местах – в Афганистане и на Ближнем Востоке.
Тем временем, Владимир Путин по-прежнему держит власть в своих руках так же крепко, как и раньше. Перейдя на пост премьер-министра и усадив в президентское кресло своего протеже Дмитрия Медведева, он все равно остался самым могущественным лидером в России. Рейтингам его популярности экономический кризис почти не повредил, а его авторитарный режим продолжает подавлять любую критику.
Г-н Путин недавно признался, что он подумывает вернуться на пост президента в 2012 году, когда закончится срок правления г-на Медведева. Сам г-н Медведев говорит, что он не против того, чтобы остаться в Кремле еще на один срок. Впрочем, большинство русских уверены, что править в любом случае будет продолжать г-н Путин.
Между тем, на Украине через пять лет после оранжевой революции героя 2004 года президента Виктора Ющенко ждет практически гарантированное поражение на предстоящих в следующем месяце президентских выборах.
Судя по всему, его преемником станет либо его бывшая союзница, а ныне враг, премьер-министр Юлия Тимошенко, либо Виктор Янукович, бывший в 2004 году ярым оппонентом г-на Ющенко.
Однако, даже если г-н Ющенко проиграет выборы, наследию оранжевой революции, по-видимому, ничто не угрожает, так как проиграет он в открытой борьбе за власть.
У украинской демократии масса недостатков, однако они не делают ее авторитарным режимом, с режиссируемой сменой правителей.
Большинство новых стран-членов Евросоюза также сумели найти тот баланс между стабильностью и политической конкуренцией, который служит основой демократии. Румыния в настоящий момент выглядит несколько уязвимо, ее президент Траян Бэсеску (Traian Basescu) пытается сформировать новое правительство после долгого кризиса. Венгрии в следующем году предстоят ключевые парламентские выборы, притом, что правящая в ней Социалистическая партия теряет позиции под напором консервативной партии «Фидес».
Тем не менее, говорить, что у любой из этих стран будут долговременные политические трудности, было бы преждевременным. Три года назад при близнецах Ярославе и Лехе Качиньских (Kaczynski), консерваторах и националистах, в Польше точно так же нарастала политическая температура. Однако сегодня, после парламентских выборов 2007 года, страна под управлением либерального премьер-министра Дональда Туска (Donald Tusk) выглядит оазисом спокойствия.
Нынешние члены Евросоюза надежно защищены, однако перспективы дальнейшего расширения ЕС туманны. Хотя Хорватия медленно продвигается в сторону Брюсселя, перспективы остальных балканских стран в этом отношении не столь ясны, а перспектива вступления Турции стремительно отступает вдаль.