Крупные энергетические компании ФРГ закупают в России газ по долгосрочным контрактам. Цены в них зафиксированы без учета ситуации на мировом рынке, и "Газпром" отказывается их снижать. Несколько последних лет подряд, едва в Европе наступали холода, в Германии начинали с повышенным вниманием следить за неизменным в это время года очередным витком в газовом противостоянии между Москвой и Киевом. Неужели опять перекроют транзитную трубу? Опасения есть и в этот раз. Однако, ситуация, фон, на котором проходят газовые баталии, принципиальным образом изменились. Газа в мире оказалось больше, чем надо, а цены на него - в свободном падении.
19 конкурентов
Такая ситуация радует немецких конечных потребителей. После того, как несколько лет назад газовый рынок в Германии был либерализован, они могут на свое усмотрение выбирать себе поставщика. Соответствующие порталы в Интернете услужливо предоставляют в их распоряжение сравнительные таблицы. Причем, на выбор у потребителя теперь уже 19 газовых компаний в ФРГ, а в прошлом году было только шесть.
Экономия, если не полениться и посидеть за компьютером, например, на сайте toptarif.de, может составить вполне приличную сумму. Средняя берлинская семья из четырех человек, живущая в средней столичной квартире со средним потреблением газа в 20 тысяч киловатт-часов, заплатит в год на 227 евро меньше, если расторгнет договор с городским газоснабженцем GASAG и перейдет к самой экономичной из конкурирующих фирм. В Гамбурге - на 275, в Мюнхене - даже на 290 евро. Это вполне солидные даже по немецким меркам деньги и отнюдь не лишние в условиях кризиса.
Причины снижения цен
Снижение цен на газ в Германии объясняется, во-первых, массированным вторжением на немецкий рынок новых мелких газовых торговцев, которые начали составлять уже вполне ощутимую конкуренцию крупным энергетическим концернам ФРГ с их "газовыми дочками", такими, как E.ON Ruhrgas или Wintershall. У новичков, правда, нет своих газопроводов, но на мировой рынок стало поступать все больше сжиженного газа.
Вторая причина - глобальный экономический кризис, который привел к снижению спроса на газ и расстыковке его цен с ценами на нефть. За истекший год, например, стоимость нефти увеличилась примерно на 50 процентов, а газ за тот же период стал вполовину дешевле.
Используют же газ, в первую очередь, промышленно развитые страны (газопроводы, отопление, химическая промышленность), сильнее других пострадавшие от кризиса и поэтому значительно сократившие его потребление. Следствие - снижение мировых цен на "голубое топливо".
Кроме того, разведданные и потенциальные запасы нефти поддаются хотя бы приблизительной оценке, а ее ежегодная добыча достигла или вот-вот достигнет апогея. Соответственно, можно спрогнозировать, когда "черное золото" иссякнет.
Нетрадиционные источники
С природным газом ситуация другая. Помимо новых его месторождений, бурными темпами развивается технология добычи газа из нетрадиционных источников. В американском Техасе, например, уже в промышленных масштабах стали добывать сланцевый газ.
Около десяти лет назад небольшие фирмы начали на севере штата проводить горизонтальное бурение и первые эксперименты по отбору газа, запрессованного на большой глубине в сланцевые породы, выдавливая его наружу с помощью воды или специального геля. В настоящее время добыча такого газа обходится уже не намного дороже, чем обычного природного, а его доля в общей американской добыче достигла десяти процентов и быстро растет.
Что касается Европы, то сюда потянулись караваны танкеров с сжиженным газом из стран Ближнего Востока. В Германии, правда, нет подходящих терминалов для его приема, но это дело поправимое, да и не так уж далеко его везти сюда по Европе.
Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2015 году на мировом газовом рынке образуется переизбыток товарного предложения. Поэтому эксперты приходят к выводу, что еще довольно долго газ будет значительно дешевле нефти.
Проблемы гигантов
То, что радует немецких конечных потребителей, серьезно беспокоит крупные энергетические компании ФРГ, подписавшие с "Газпромом" соглашения о поставках сроком на несколько десятилетий. По словам аналитика из банковского дома Sal. Oppenheim Матиаса Хека, крупные немецкие импортеры российского газа, согласно подписанным договорам, обязаны покупать в России весьма большие его квоты по ценам, привязанным к нефтяным, то есть значительно дороже, чем газ сейчас стоит на мировом рынке.
Сократить закупки у "Газпрома" нельзя. Действует принцип "take or pay", то есть, товар можешь и не брать, но заплатить за него обязан. Такая ситуация привела к тому, что в этом году прибыль компании E.ON Ruhrgas сократились на треть.
Соглашения с "Газпромом", правда, не "железобетонные", при обоюдном согласии допускается их корректировка. Геро Люкинг, член правления единственного, действующего по всей Германии независимого поставщика газа Lichtblick считает, что "и "Газпром" будет вынужден смириться с реалиями на газовым рынке и снизить свои цены". На этом теперь настаивают и его немецкие клиенты, в частности, E.ON Ruhrgas - крупнейший в Германии импортер российского газа.
У этой компании с "Газпромом" давние и уже почти что неформальные отношения. Бывший шеф E.ON Ruhrgas Буркхард Бергман стал даже единственным иностранцем в совете директоров российского монополиста. Но дружба дружбой, а табачок врозь.
Дружба дружбой…
Преемник Бергмана Бернхард Ройтерсберг на всемирной газовой конференции в Буэнос-Айресе затронул деликатную тему подписанных с "Газпромом" долгосрочных соглашений, действие некоторых из которых уходит за 2030 год. Глава E.ON Ruhrgas заявил, что если такие соглашения и впредь должны оставаться становым хребтом снабжения газом Европы, "то необходим гибкий подход и их коррекция с учетом колоссальных изменений на мировом рынке". Как минимум, считает Бернхард Ройтерсберг, следует пересмотреть объемы импорта, обязательные к покупке.
Алексей Миллер - глава "Газпрома" - на той конференции в октябре тоже присутствовал и ни на какие уступки не пошел. Договоры должны соблюдаться, приводит его слова немецкая газета Handelsblatt, даже в том случае, если спрос в какой-то период становится меньше.
От былых дружески-доверительных отношений между Ruhrgas и "Газпромом" не осталось, похоже, и следа. По некоторым, правда, не подтвержденным сведениям, глава материнской компании E.ON, один из "авторитетов" немецкой энергетической промышленности Вульф Бернотат даже пригрозил российским "друзьям" арбитражным судом, если они не согласятся на новые переговоры по уже заключенным соглашениям.