Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пакистан резко отверг требования США

© Reutersпакистан
пакистан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Согласно сообщениям представителей военного руководства и дипломатических кругов Пакистана, в ответ на требование усилить преследование могущественнейшего командира афганских талибов Сираджа Хаккани, боевики которого представляют наибольшую угрозу американским войскам, США получили от Пакистана резкий отказ.

Согласно сообщениям представителей военного руководства и дипломатических кругов Пакистана, в ответ на требование усилить преследование могущественнейшего командира афганских талибов Сираджа Хаккани (Siraj Haqqani), боевики которого представляют наибольшую угрозу американским войскам, США получили от Пакистана резкий отказ.


Администрация Обамы требует, чтобы пакистанцы схватили Хаккани — давнего агента развеслужб Пакистана, нашедшего убежище в населённом горными племенами Северном Вазиристане. По сообщениям официальных лиц, Пакистан считает, что подобные требования противоречат его долгосрочным интересам в Афганистане, особенно в свете того, что программа "большой волны" президента Обамы предусматривает начало сокращения американского контингента в стране в середине 2011 года.


Эти требования были впервые озвучены высокопоставленными представителями политического руководства США ещё до того, как президент Обама произнёс свою речь, посвящённую Афганистану, и неоднократно повторялись. Они же, по словам официальных лиц США, содержались в письменной ноте, вручённой на днях главнокомандующему пакистанскими вооружёнными силами генералу Ашфаку Парвезу Каяни (Ashfaq Parvez Kayani) посольством США. В понедельник с визитом в Исламабад отправился генерал Дэвид Петреус (David H. Petraeus).


Требования сопровождались достаточно прозрачным намёком на то, что если пакистанцы неспособны самостоятельно позаботиться об этой проблеме, в частности, не могут разгромить руководство "Талибана", разместившееся в пакистанской Кветте, то американцы повысят масштабы и частоту бомбовых ударов, наносимых беспилотной авиатехникой по территории Пакистана.
По словам представителей власти и дипломатических кругов, осведомлённых о происходящем, пакистанские власти отреагировали на требование молчаливым гневом (публичных проявлений гнева замечено не было), что лишний раз демонстрирует глубину раскола между союзниками в афганской войне.


Отставные командиры пакистанской армии ежедневно выражают в телевизионном эфире раздражение в связи с поведением американцев: союзные отношения с США обходятся Пакистану чересчур дорого.
"Нас это действительно начинает раздражать и сердить", — признался один из сотрудников служб безопасности, осведомлённый о настроениях в высших эшелонах политического руководства Пакистана.
Главной причиной упорства Пакистана является его неверие в то, что тактика "большой волны" Обамы принесёт плоды, а также существующая с точки зрения пакистанской стороны необходимость позиционировать себя как регионального союзника Афганистана после того, как оттуда начнут уходить американские войска.


Самого Хаккани и тот факт, что он контролирует значительную часть афганской территории, в Пакистане считают исключительно важным фактором в предстоящей борьбе за сферы влияния, которая развернётся в постамериканском Афганистане и в которой должны схлестнуться друг с другом такие страны, как Пакистан, Индия, Россия, Китай и Иран, — об этом сообщают пакистанские официальные лица.
Особенно досадным препятствием, которое Пакистан считает необходимым преодолеть, является расширение влияния его вечного врага — Индии, уже потратившей 1,2 миллиарда долларов на помощь Афганистану.


"Если американцы уйдут, у Пакистана начнутся очень большие проблемы: на востоке будут индийцы, и на западе, где афганская граница, тоже будут индийцы!" — считает Тарик Фатеми (Tariq Fatemi), бывший посол Пакистана в США, придерживающийся, кстати, проамериканских взглядов.
Именно в силу этого, как полагает Фатеми, пакистанское военное командование "совершенно не желает" избавляться от Хаккани, который мог бы стать козырной картой Пакистана в борьбе за Афганистан. Более того, пакистанцы не желают терять Хаккани ещё и из-за того, что считают его важной фигурой в будущем процессе примирения в Афганистане, который, по словам официальных лиц, они считают нужным начать как можно скорее.
Хаккани предоставляет у себя в Северном Вазиристане убежище главарям и боевикам "аль-Каиды", из-за чего, как сообщил один западный дипломат, Вашингтон не согласен с его кандидатурой на роль "талиба, с которым можно договариваться", — по крайней мере, сейчас.


По словам двух официальных представителей Пакистана, осведомлённых о происходящем, генерал Каяни в своей реакции на требования американцев подчёркивал важность краткосрочных факторов.
Сейчас Пакистан исключительно занят борьбой против пакистанских талибов в Южном Вазиристане и других регионах и не имеет возможности открыть ещё и дополнительный фронт борьбы против афганских талибов — об этом сообщили официальные лица. Одним из побочных эффектов этой борьбы стало нарушение коммуникационных возможностей организации Хаккани в Северном Вазиристане, в результате чего часть подчинённых ему командиров и боевиков пересекла границу и, как сообщают высокопоставленные офицеры армии США в Афганистане, передислоцировалась в эту страну.


В словах генерала Каяни чувствовалось, что настоящей угрозой Пакистану он считает именно пакистанских талибов. Генерал, по словам официальных лиц, заявил, что именно они стоят за нападениями на объекты служб безопасности и базары в городах Пакистана, а значит, именно ими вооружённые силы должны заняться в первую очередь.
Что касается Хаккани, то он воюет в Афганистане, и его деятельность представляется пакистанцам скорее выгодной, чем опасной. С другой стороны, и американцы, и пакистанцы согласны с тем, что Хаккани представляет собой наибольшую силу из всех, кто выступает против США.


Хаккани подчиняются многие командиры по всему востоку и югу Афганистана. Его боевики держат под контролем провинции Пактика, Пактия и Хост, лежащие вблизи Северного Вазиристана. Его люди сильны также в провинциях Газни, Логар и Вардак, о чём также сообщают официальные лица.
Как заверяют представители спецслужб Пакистана, Хаккани очень много времени проводит в Афганистане (около трёх недель в месяц, как уточнил один из них), а значит, если американцы стремятся его уничтожить, то у них есть масса возможностей взять его в плен.


Будучи сыном Джалалуддина Хаккани, одного из главных моджахедов, воевавших против СССР (сейчас Хаккани-страший состарился и, судя по всему, уже не может передвигаться самостоятельно), Сирадж Хаккани рассматривается как хранитель впечатляющего наследия и носитель серьёзной традиции.
В начале семидесятых его отец учился в известном медресе "Дар-уль-Улюм Хакканийя" в Акора-Хаттаке (Северо-Западная приграничная провинция, Пакистан). В восьмидесятых он при помощи пакистанской разведки получал от ЦРУ помощь деньгами и оружием — на войну против Советов (об этом сообщил специалист по афганским талибам и автор книги "Прямиком к хаосу" Ахмед Рашид). В девяностых годах, когда талибы правили Афганистаном, Джалалуддин Хаккани был губернатором провинции Пактия.
Отношения между кланом Хаккани и Усамой бен Ладеном завязались ещё в восьмидесятых годах, во времена войны против Советов — об этом сообщил директор южноазиатского департамента агентства по изучению геополитических рисков Stratfor Камран Бохари (Kamran Bokhari).


По словам Бохари, в конце 2001 года, когда рухнуло правительство "Талибана", а боевики "аль-Каиды" бежали из Тора-Боры в Пакистан, лидеры клана Хаккани переместили свои командные структуры в Северный Вазиристан и устроили "аль-каидовцам" тёплый приём. Главным подарком от пакистанцев клану Хаккани, как сказал Бохари, была передача Северного Вазиристана в "ленное владение".


Бохари не считает, что пакистанские вооружённые силы предоставляли Хаккани помощь в форме обучения солдат или поставок оборудования. По его словам, в прошлом году под бомбами беспилотников в Северном Вазиристане погибло более двадцати человек из клана Хаккани, что демонстрирует границы того, что пакистанцы готовы были сделать ради их защиты.


Сейчас под командованием Сираджа Хаккани находится от четырёх до двенадцати тысяч талибов. Формально он является членом руководящей группировки "Талибана", расквартированной в пакистанской Кветте — столице провинции Белуджистан. Возглавляет группировку мулла Омар, ранее занимавший пост главы правительства Афганистана, сформированного талибами. С другой стороны, на территории Афганистана Хаккани действует, не особенно согласовывая планы с муллой Омаром.


Клан финансирует свои операции, занимаясь похищением людей с целью получения выкупа и другими незаконными видами деятельности. Именно люди Хаккани в течение семи месяцев удерживали, требуя выкуп, корреспондента New York Times Дэвида Роуда (David Rohde), но в июне он сам бежал из плена.
Как сказал администратор Акора-Хаттакского медресе Мавлана Юсаф Шах, Сирадж Хаккани поддерживает дружеские отношения с пакистанскими талибами, но дружба их непрочна. По его словам, Хаккани полагал, что главной целью джихада должно стать изгнание иноземцев с афганской земли, и он попытался убедить пакистанских талибов сражаться в Афганистане, но не сумел.


При написании статьи использовались материалы, собранные Исмаил Ханом в Пешаваре, Пир Зубейр Шахом в Исламабаде и Эриком Шмиттом (Eric Schmitt ) в Кабуле (Афганистан)