В начале 2008 года напряженность в отношениях между Россией и Западом увеличивалась с каждым месяцем, достигнув своего пика в августе - во время и после российско-грузинской войны. Затем наступило некое подвешенное состояние, когда стороны не были уверены в том, как будут развиваться события дальше. Нынешний год начался с газового конфликта между Россией и Украиной, что привело к мощному усилению недоверия Запада к Москве. Затем последовало постепенное ослабление напряженности - "перезагрузка" в отношениях с администрацией президента США Барака Обамы, потепление в отношениях с НАТО и Евросоюзом, налаживание взаимодействия с Западом по вопросу Ирана, гибкий подход к Украине и призыв предотвратить новое обострение из-за газовых поставок.
Президент Дмитрий Медведев изложил главные принципы внешней политики в ноябре в своем президентском послании. Он сказал: "Нам нечего, как принято говорить, "надувать щёки"". Он был в равной степени откровенен, когда заявил: "Вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику, подчинённую сугубо прагматичным целям".
Медведев, который твердо уверен в том, что линия поведения государства должна быть более "прагматичной", сказал, что эффективность внешней политики "должна оцениваться по простому критерию: способствует ли она улучшению жизненных стандартов в нашей стране?" Он дал указание правительству "разработать чёткие критерии оценки результатов внешнеполитической деятельности для решения задач модернизации и технологического прорыва".
Но разработка конкретных критериев для того, что составляет "прагматичную государственную политику" осложняется отсутствием четкого политического определения слова "прагматичный". Что еще хуже, это слово настолько часто употребляется, что оно в значительной мере утратило свой смысл.
Один отрывок из президентского послания напоминает его более ранее выступление и проливает в определенной мере свет на то, что Медведев понимает под прагматизмом. Он сказал: "Наши отношения с другими странами должны быть также нацелены на решение задач модернизации России. … Мы заинтересованы в притоке в страну капиталов, новых технологий и передовых идей". Далее президент отметил, что результаты деятельности дипломатии должны выражаться "не только в конкретной помощи российским компаниям за рубежом … но и в объёмах привлечённых зарубежных инвестиций, а главное – в притоке в страну новейших технологий".
Точно так же, в своей статье "Россия, вперед!" Медведев написал: "Модернизация российской демократии, формирование новой экономики возможны только в том случае, если мы воспользуемся интеллектуальными ресурсами постиндустриального общества. И мы должны это делать без всяких комплексов, открыто и прагматично".
Казалось бы, в этих заявлениях нет ничего нового, и тем не менее, они по своей тональности отличаются от того, что мы привыкли слышать из уст российских руководителей в постсоветский период. Задача с начала 90-х годов до недавнего времени заключалась в интеграции России в международное сообщество развитых государств. Представления об условиях такой интеграции были разными, потому что менялась сама Россия. В середине 90-х Россия с чрезмерным энтузиазмом стремилась присоединиться к западным институтам на их условиях. И хотя за два президентских срока Владимира Путина политика Москвы по отношению к Западу существенно изменилась, общая цель интеграции оставалась неизменной и при президенте Борисе Ельцине, и при президенте Путине - по крайней мере, до последнего года второго президентского срока Путина.
Медведев несколько раз отзывался о Западе как о богатом источнике инвестиций и технологий, называя его "резервуаром", из которого Россия может черпать "интеллектуальные ресурсы постиндустриального общества". Ясно, что работа по превращению России в составную часть этого резервуара не может подвергаться риску из-за политических факторов. Политическое внимание к ценностям, которое до недавнего времени составляло основу отношений с Западом, совершенно определенно закончилось.
Нынешний сдвиг в российской внешней политике является результатом разных факторов. Первая причина заключается в том, что российские руководители разочарованы результатами усилий по интеграции за последние 15 лет.
Во-вторых, изменения в глобальном экономическом балансе ослабили монополию Запада на мировые модернизационные ресурсы. Впервые за все время тема модернизации не связана исключительно с Европой, а включает в себя китайскую, южнокорейскую и сингапурскую модели развития.
Третья причина историческая. Примечательно то, что Медведев упомянул программы модернизации, принятые Петром Первым и Иосифом Сталиным - а ведь обе они были основаны на использовании модернизационных источников Запада. Такой подход ведет к рационализации отношений с Западом, ослабляет идеологические и эмоциональные составляющие и выводит их на чисто коммерческую основу. В своей статье "Россия, вперед!" Медведев заявляет: "Вопрос гармонизации отношений с западными демократиями – это не вопрос вкуса или каких-то личных предпочтений тех или иных политических групп".
У Медведева есть реальный план, заключающийся в том, чтобы наши отношения с Европой основывались исключительно на деловых интересах. Недавний визит Путина во Францию, где руководители обсудили широкий круг коммерческих соглашений, стал конкретной иллюстрацией заявлений Медведева. Будучи уверенным в том, что прибыль для западных стран важнее идеологии, Медведев заявил: "Мы знаем, что и наши партнёры рассчитывают на сближение с Россией для реализации своих приоритетных задач". Однако ставка на прагматизм требует выполнения одного условия - возможности гарантировать правила игры. Это можно называть стабильным инвестиционным климатом, если такие гарантии основаны на власти закона. Другой вариант - авторитарная стабильность, и она достигается политическими договоренностями с представителями правящих кругов.
Но какие бы надежды ни питали российские руководители, линии между коммерцией, государственной бюрократией и правоохранительными органами по-прежнему остаются стертыми. Поэтому инвесторам невозможно дать какие-либо надежные гарантии. Даже когда западные корпорации считают, что они могут получать прибыль, несмотря на дефицит правовых гарантий, отсутствие правосудия, как это было в случае со смертью юриста Сергея Магнитского, заставит многих западных инвесторов крепко подумать, прежде чем они начнут увеличивать свои вложения в Россию.
Российская "резервуарная философия" нацелена на использование ресурсов Запада в интересах ускорения технологической и экономической модернизации. Но проблема в том, что в ней в качестве цели не выдвигается модернизация общества. Россия нуждается в общественной модернизации больше всего - без нее любые попытки добиться технологической модернизации будут обречены на провал.
Федор Лукьянов - главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».