Вчера министр обороны Боб Эйнсуорт (Bob Ainsworth) говорил одно, а подразумевал ещё и многое другое. Сказано им было, что правительство должно помочь с переоснащением наших войск в Афганистане, приобретя двадцать два вертолёта "Чинук", а чтобы хватило денег, надо будет закрыть базу ВВС в Коттсморе.
Тем самым сделан громадный шаг к признанию, что, несмотря на все попытки отрицать это, давно раздающиеся жалобы на плохую оснащённость войск в Афганистане, в особенности на нехватку вертолётов, на самом деле оправданны. Но путь к признанию оказался настолько длинен, что первые новые вертолёты будут готовы только к 2013 году, а по графику, составленному президентом Обамой (Barack Obama), к этому времени международная операция уже будет сворачиваться. Конечно, здесь мы скорее надеемся, а не уверены, так что не надо осуждать решение купить вертолёты только на этом основании. Но если уж как-то характеризовать это решение, то слово "запоздалое" подходит идеально.
Проблема в том, что никаких дополнительных средств на это не выделено и военным предлагается жить и дальше в рамках нынешнего бюджета, несмотря на то, что британские войска осуществляют длительные боевые операции за рубежом. Это говорит о том, насколько неадекватно работает система снабжения, насколько обременительны для нашего бюджета военные расходы и как мало значения в правительстве придают обороне. Всеми эти вопросами необходимо заняться как можно скорее, но, судя по всему, до выборов ими всё равно никто не займётся.
То, что министерство обороны живёт не по средствам, со всей очевидностью следует из отчёта по снабжению, составленного Бернардом Греем (Bernard Grey) и некоторое время хранившегося под замком, а потом в спешном порядке опубликованного (осенью этого года). Грей пишет, что столкнулся с закоснелой системой, поражённой систематическими задержками и перерасходами и лишённой гибкости, необходимой современным вооружённым силам. Вот, в частности, почему правительству было так неприятно слышать жалобы на нехватку оборудования и вертолётов — и так трудно разобраться с проблемой.
Из того, что за вертолёты решили заплатить, не расширяя бюджета, явствует, насколько мало денег у правительства. Впереди, впрочем, маячат перспективы ещё более трудных решений. Такие шаги, как закрытие базы в Коттсморе и отмена (или перенос) выполнения нескольких оборонных заказов, скорее всего, натолкнутся на яростное сопротивление. Среди британских военных и руководителей оборонного ведомства, однако, доля проходящих действительную воинскую службу ниже, чем в большинстве стран-союзниц. Необходимо провести большую работу по восстановлению баланса, и сокращение заказов — лишь маленький шаг на большом пути.
Вчера Эйнсуорт признал, что министерство обороны находится под "серьёзным финансовым давлением". Пока что издержки на войну в Ираке и Афганистане оцениваются в четырнадцать миллиардов фунтов стерлингов — это и раньше была громадная сумма, но теперь, во времена экономического спада и общего неблагополучия, она воспринимается вдвое больше. Сейчас идут сокращения ряда других программ, не имеющих отношения к войне, и есть смысл задаться вопросом: не отказываемся ли мы от возможности проявить гибкость в будущем в угоду определённым (и довольно специфическим) нуждам, вызванным войной в Афганистане?
Встаёт и ещё один вопрос: каковы должны быть оборонные и наступательные возможности Великобритании в кратко- и среднесрочном периоде? Последний раз обзор положения в вооружённых силах делался в 1998 году, то есть за три года до того, как события 11 сентября кардинально поменяли стратегический расклад сил в мире, — в те времена о том, чтобы воевать в Ираке и Афганистане, никто и не думал. Давно назрела необходимость сделать новый обзор, что и намечено на следующий год. В нём необходимо рассмотреть не только нынешние потребности оборонной отрасли, но и грядущие перспективы Великобритании в целом, а новое правительство обязано будет действовать исходя из этих перспектив.