Неспособность мирового сообщества добиться заключения сделки с Тегераном вызывает опасения по поводу начала гонки атомных вооружений в этом неспокойном, но богатом нефтью регионе.
Запад делает все возможное, чтобы обуздать ядерные амбиции Ирана, но одновременно он помогает многим странам Ближнего Востока в обретении гражданских ядерных технологий.
Министр обороны Израиля Эхуд Барак (Ehud Barak) сказал, что если от Ирана не удастся добиться выполнения требований Международного агентство по атомной энергии, выполняющего функции контрольного органа ООН, то это может привести к гонке между государствами за получение ядерного оружия. "Подумайте о Египте, о Турции или о Саудовской Аравии, - сказал он, - эти страны вряд ли могут позволить себе оставаться неядерными государствами, если Иран станет … ядерной державой".
Руководитель израильской военной разведки заявил, что Иран наглядно продемонстрировал, насколько опасно стирание грани между гражданскими и военными намерениями в ядерной сфере. "В реализации своей ядерной программы Иран проводит такую стратегию, которую он создал сам для себя", - сказал генерал-майор Амос Ядлин (Amos Yadlin), чья страна обладает ядерным арсеналом, не признавая этот факт.
"И здесь речь идет не о том, чтобы как можно скорее получить технологии для изготовления атомной бомбы. Нет, это скорее продуманная и изощренная стратегия, нацеленная на продвижение по широкому фронту в целях наращивания ядерной инфраструктуры и приближения к созданию атомной бомбы, причем с минимальными затратами", - добавил он.
Некоторые государства втягиваются в ядерную гонку вопреки своей воле. Король Иордании Абдалла заявил в 2007 году, что правила ядерного распространения изменились. Он с сожалением заявил: "В то время как Иордания говорит, что хочет быть в этом регионе безъядерной зоной, с осени все начали готовить свои ядерные программы".
Король добавляет: "То, что ожидают от нас, должно стать нормой для всех. Мы хотим быть уверены в том, что это используется для энергетики. Мы не хотим, чтобы из этого получилась гонка вооружений".
Мировое сообщество пытается уравновесить вполне законные потребности стран в энергии с ограничением доступа к ядерным технологиям для таких государств-изгоев, как Сирия, которую подозревали в наличии у нее ядерного объекта, уничтоженного в 2007 году в ходе воздушного удара.
Эксперт по ядерному распространению из Фонда Карнеги за международный мир Джордж Перкович (George Perkovich) говорит следующее: "Существует реальная озабоченность на уровне мотивации". По его словам, из-за высокой стоимости ядерных технологий и слабой степени их проникновения на Ближний Восток могут пройти годы, прежде чем кто-то сумеет составить конкуренцию Ирану.
Однако погоня за технологиями способна нанести ущерб Договору о нераспространении ядерного оружия. "В таких местах, где есть спрос, может произойти настоящая катастрофа", - отмечает Перкович.
Сегодня Соединенные Штаты Америки и Объединенные Арабские Эмираты обменяются дипломатическими нотами по миллиардной в долларовом выражении сделке в области ядерного сотрудничества - первой между США и ближневосточным государством.
На этой неделе французский консорциум подал окончательное предложение о продаже как минимум двух реакторов в Абу-Даби. Но он может столкнуться с конкуренцией со стороны южнокорейской компании, которая намерена предложить более низкую цену. У Вашингтона и Парижа имеются коммерческие и военные связи с Абу-Даби, и они лоббируют данный контракт стоимостью примерно в 40 миллиардов долларов. Окончательное решение ожидается в ближайшее время. Первый реактор в ОАЭ начнет работать в 2017 году. Южная Корея поставит первый реактор в Иорданию в 2014-м.
Атомные электростанции для Саудовской Аравии, за строительство которых выступала прежняя администрация США, менее современные, чем те, что планируется поставить в ОАЭ, но и здесь США и Франция являются главными конкурентами. В мае прошлого года Эр-Рияд подписал соглашение с Вашингтоном. Также заключена сделка с Парижем. Существуют опасения, что Саудовская Аравия, в значительной мере финансировавшая ядерные исследования в Пакистане, тоже может потребовать доступа к этим технологиям.
Главным соперником Саудовской Аравии является Египет, чей президент Хосни Мубарак подписал в июне десятилетний пакт о стратегическом сотрудничестве с Россией. В него вошел тендер на 1,8 миллиарда долларов по строительству первой в Египте атомной электростанции.
В этом году Россия, которая строила гражданский реактор в иранском городе Бушере, заключила договор о ядерном сотрудничестве с Иорданией сроком на десять лет, а в апреле премьер-министр Владимир Путин выступил с предложением в адрес ОАЭ о техническом сотрудничестве.
Государственная компания "Атомстройэкспорт" планирует строительство первой АЭС в Марокко. Ядерное соглашение с Россией подписал и Алжир.
Министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что арабский мир является ключевым регионом для заключения ядерных контрактов. "Мы приняли решение активно работать в этом направлении, и мы можем достичь на этом рынке неплохих результатов", - сказал он.
Москва также готовит планы для Турции, которая смещает центр своей дипломатической деятельности в направлении Ближнего Востока и Центральной Азии.