Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российское государство должно попросить прощения у общества

Интервью с Арсением Рогинским, историком и руководителем правозащитной организации «Мемориал»

© ReutersОлег Орлов, Людмила Алексеева и Сергей Ковалев получили Премию имени Сахарова от имени движения Мемориала в Страсбурге
Олег Орлов, Людмила Алексеева и Сергей Ковалев получили Премию имени Сахарова от имени движения Мемориала в Страсбурге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вчера в Страсбурге Европарламент вручил российской правозащитной организации «Мемориал» премию Сахарова за вклад в защиту свободы совести. Эта награда представляет особую важность для «Мемориала», поскольку одним из его создателей в 1989 году был учёный Андрей Сахаров.

Вчера в Страсбурге Европарламент вручил российской правозащитной организации «Мемориал» премию Сахарова за вклад в защиту свободы совести. Эта награда представляет особую важность для «Мемориала», поскольку одним из его создателей в 1989 году был учёный Андрей Сахаров. Более того, именно сейчас «Мемориал» ставит вопрос о возобновлении работы своего отделения, закрытого в июле этого года после убийства Натальи Эстемировой, представителя организации в этой кавказской республике.


Награда «свидетельствует о том, что наши проблемы небезразличны Европе, и это очень важно, поскольку мы считаем себя частью Европы и полагаем, что без нас континент будет неполным, поскольку мы нужны Европе в такой же степени, в какой она нам», заявляет Арсений Рогинский, член правления «Мемориала», участвующий в испанско-российском форуме по проблемам гражданского общества, проходящем на этой неделе в Мадриде.


Историк по образованию, Рогинский до начала горбачёвской перестройки был активным диссидентом и получил пять лет лишения свободы за подпольные публикации о временах сталинского террора. «Мемориал» выступает за прямой и открытый диалог о прошлом, но многие не хотят такого диалога, считая, что он очерняет нашу историю», отмечает правозащитник.


Организация «Мемориал» была основана в январе 1989 года, вобрав в себя самые различные течения советского инакомыслия, возникшие за последние три десятилетия. Коммунистическая власть не хотела регистрировать «Мемориал». В декабре 1989 года на похоронах Андрея Сахарова президент СССР Михаил Горбачёв спросил его вдову Елену Боннер, что он может сделать для неё. «Зарегистрируйте «Мемориал», ответила она ему, вспоминает Рогинский. Поскольку соответствующие нормативные акты отсутствовали, «Мемориал» вначале значился как «спортивное объединение», рассказывает Рогинский, добавляя, что до сих пор не удалось добиться государственной поддержки строительства многопрофильного центра архивно-исследовательского центра по изучению исторической памяти и жертв сталинских репрессий.


Сам проект был разработан в 80-е годы, а Горбачёв даже лично просил о поддержке для него нынешнего президента Дмитрия Медведева. «Очень важно, чтобы центр был построен от имени государства и чтобы государство попросило прощения у общества», говорит Рогинский. По его словам, количество жертв советского режима составляет 11 миллионов человек. Рогинский вспоминает о том, что на одной из центральных площадей Москвы установлен камень, привезённый из соловецких лагерей. Установленный усилиями общества «Мемориал», этот памятный знак какое-то время даже соседствовал с монументом Феликсу Дзержинскому, основателю советских органов безопасности. «Мемориал» опубликовал в Интернете список 2,5 миллионов жертв террора. В России сегодня много говорят о Сталине, но на самом деле это миф о Сталине. «Обсуждается не реальный исторический персонаж, а стиль управления страной и отношения между властью и народом». «Сталинские стереотипы продолжают жить в массовом сознании. Народ передаёт власти право на принятие решений, а государство считает себя окружённым врагами и думает, что в стране есть пятая колонна». «Мемориал» стремится к тому, чтобы Россия стала демократической страной. «Наша задача вечная», заключает Рогинский.