Вашингтон, 1951 год. В столице США приземляется инопланетянин, сталкивается с враждебно настроенными людьми и покидает Землю, пораженный человеческой жестокостью. Однако перед тем, как улететь он предупреждает землян: «Нам все равно, как вы управляете своей планетой, но если вы перенесете свою агрессию в космос, мы превратим Землю в выжженную пустыню». Таким образом, хотя злодеями в фильме «День, когда остановилась Земля» («The Day the Earth Stood») вроде бы выступают люди, инопланетянин, в конце концов, также оказывается отрицательным героем.
С тех пор мало что изменилось. Пришельцы появлялись в кино в самых разных воплощениях - от глупых до откровенно пугающих. В фильме «Захватчики с Марса» («Invaders from Mars») (1953 год) марсиане захватывают контроль над сознанием людей. В «Захватчиках из космоса» («Invaders from Space») (1959 год) на Землю нападают злобные куры, прилетевшие на корабле в форме курицы. В «Захватчиках» («Invaders») (1967 год) пришельцы с умирающей планеты хотят колонизировать Землю. В «Людях в черном» («Men in Black») (2002 года), «отбросы Вселенной» угрожают взорвать планету.
Может показаться, что эти сюжеты до нелепого похожи друг на друга, и не зря – это действительно так. Их основную идею можно свести к 9 словам — пришельцы вступают в контакт, начинают войну и терпят поражение. При этом действие таких фильмов всегда происходит в Америке. Десятилетиями американские режиссеры лихорадочно ищут в глубоком космосе враждебных инопланетян, которых, вообще-то там может и не оказаться. С чем же связана такая тенденция?
Джеймс Кэмерон (James Cameron), возможно, нашел ответ на этот вопрос. В его 3D-фильме «Аватар» («Avatar») с бюджетом в 300 миллионов долларов американские морпехи вторгаются на Пандору – планету размером с Землю, на которой некий консорциум добывает минерал унобтаиниум, способный разрешить проблему наступившего на Земле энергетического кризиса. На Пандоре идет война с на’ви - синекожими гуманоидами, не несущими никакой угрозы Земле. Когда морпехи начинают засыпать на’ви бомбами, становится трудно не провести параллель с двумя войнами, которые ведет сейчас Америка. В «Аватаре» инопланетяне – не злодеи, а жертвы человеческой (читай: американской) алчности. Замените унобтаиниум нефтью и на’ви иракцами (или иранцами) и антивоенный посыл фильма станет очевидным.
Когда говорят о новом фильме Кэмерона, первым делом вспоминают спецэффекты, хотя на самом деле его сила в том, что он переворачивает классический сюжет о пришельцах вверх ногами. В августе, после того, как 15-минутный фрагмент фильма был показан избранной аудитории, легендарный критик Роджер Эберт (Roger Ebert) решил, что это очередной фантастический фильм. «Так как на Пандоре есть жизнь, довольно странно, что люди сначала тратят силы на то, чтобы ее найти, а потом начинают воевать с местными формами жизни. В чем же тогда смысл действий человечества? Неужели, в уничтожении жизни во Вселенной?», - писал он тогда. Сейчас он называет «Аватара» «аллегорией современной политики».
Если это действительно так, значит, Кэмерон решил последовать примеру Стивена Спилберга (Steven Spielberg) использовавшего в своей «Войне миров» («War of the Worlds») образный ряд, напоминающий о событиях 11 сентября – с упавшими самолетами и пеплом на лицах людей. В свое время некоторые критики обвиняли Спилберга в том, что он «эксплуатирует трагедию», однако многие сочли его фильм весьма глубокомысленной реакцией на внешнюю политику Соединенных Штатов. «Используя иконографию 11 сентября и связанные с ней страхи, Спилберг чистосердечно пытался дать американцам почувствовать тот ужас, который американская армия несет по всему миру во имя американской ксенофобии и интересов американского бизнеса», - писал канадский кинокритик Дэн Ной (Dan Hoy).
Это можно связывать с паранойей холодной войны или с американским культурным империализмом, однако, в любом случае, у голливудских фильмов о пришельцах всегда был политический подтекст. Некоторые эксперты даже считали, что за образом враждебного пришельца стоит определенный стратегический замысел. Под конец жизни ракетный конструктор из НАСА Вернер фон Браун (Wernher Von Braun) был уверен, что «навязчивый образ злобных пришельцев, стремящихся захватить Землю» - часть плана правительства, «которое хочет оправдать размещение оружия в космосе, играя на угрозе инопланетного вторжения». В 1977 году, перед самой смертью, фон Браун говорил своему секретарю Кэрол: «Запомни, пришельцы – это последняя карта. В конце концов, мы начнем размещать в космосе оружие против пришельцев, хотя все это сплошная ложь». И действительно, в середине восьмидесятых годов, когда холодная война была в самом разгаре, президент Рональд Рейган запустил программу по созданию оружия космического базирования под названием «Звездные войны». Этот момент можно считать венцом культа «враждебного пришельца».
По мнению специализирующихся в области космонавтики ученых, речь идет исключительно о страхе перед Другим. В фильме «Марс атакует» («Mars Attacks»), в котором марсиане опустошают Землю «просто для развлечения», американский президент спрашивает совета у британского профессора. «Технологически они очень развиты, и это означает, что они должны быть миролюбивыми. Развитая цивилизация по определению не может быть варварской», - отвечает профессор президенту, который соглашается с ним, несмотря на сомнения.
Судя по «Аватару», Голливуд начал понимать этот простой факт. Видимо, он повзрослел.