В России укрепилось мнение о том, что страна похожа на осажденную неприятелем крепость, но есть ли у нее враги на самом деле? Этот вопрос лежит в центре разрабатываемой в Москве доктрины, на которой будет основана российская оборонная политика в ближайшие 10 лет. В то время как президент Дмитрий Медведев готовится подписать договор о ядерном разоружении со своим американским коллегой, военные бывшей советской империи начинают более трезво оценивать действительность.
В распространенном в пятницу двадцатистраничном документе Москва признает, что в многополярном и свободном от пережитков холодной войны мире «вероятность развертывания крупномасштабного военного конфликта с применением обычных средств поражения и ядерного оружия против Российской Федерации снижена». Над текстом доктрины еще ведется работа, а окончательно он должен быть принят до конца этого года.
Ядерный удар в случае "угрозы"
Нынешней военной доктрине исполнилось уже десять лет: она была принята еще при Путине в 2000 году. Новый документ призван стать отражением "периода возрождения России", как это следует из столь любимой в Москве патриотической риторики. Кроме того страна впервые оставляет за собой право нажать на красную кнопку в случае угрозы применения против нее или ее союзников оружия массового поражения. Целью такого решения является, безусловно, ядерное устрашение. Применение ядерного оружия возможно лишь "когда под угрозу поставлено само существование нашего государства", уточнил заместитель секретаря Совета Безопасности Юрий Балуевский.
По мнению независимых экспертов, сформулированное российскими властями понятие "угрозы" выглядит крайне размытым. Ядерное оружие, которым так гордится нынешний режим, на самом деле служит лишь ширмой, скрывающей плачевное состояние его обычных вооруженных сил. Если точнее, то военные затраты России сейчас существенно меньше чем во Франции. Срок обязательной военной службы был сокращен с двух лет до одного года, и в новой доктрине предусмотрен перевод на контрактную основу уже рядовых и сержантов. Стране также приходится мириться с вопиющим технологическим дефицитом в военной сфере, что подтверждается намерением закупить в Европе вертолетоносцы.
Более того, эти проблемы касаются и ядерного оружия. Последние пуски ракет "Булава" оказались неудачными, что вероятно приведет к заморозке строительства атомных подлодок нового поколения "Борей", которые были разработаны специально под этот тип ракет. Таким образом, технические проблемы вполне могут снизить эффективность заложенной в новую доктрину программы ядерного сдерживания. И о какой реальной войне тут вообще может идти речь?