Кризис подверг серьёзному испытанию 41-летнего российского олигарха Олега Дерипаску, который рисковал больше других и потому больше других пострадал, когда обрушились акции предприятий алюминиевой, строительной и автомобильной промышленности, структурно входящие в его промышленную группу «Базовый Элемент» (Базэл), штат которой превышает 250 000 человек. По версии журнала Forbes, он был самым богатым человеком в России и его состояние оценивалось в 28 миллиардов долларов. Но сейчас он опустился на десятое место в результате покупки за 13 миллиардов долларов 25% акций «Норильского Никеля», лучшего горнодобывающего предприятия России. Но сразу же после покупки произошёл обвал акций «Норникеля».
Однако прогнозы его банкротства не подтвердились. Скорее наоборот. Государство предоставило бизнесмену кредит в размере 4,5 миллиардов долларов, а он в свою очередь умерил аппетиты в области совершения новых покупок и договорился с международными банками о реструктуризации своего долга в размере 7,4 миллиардов долларов. Тем временем стоимость акций «Норникеля» снова пошла вверх, а сам Дерипаска, стабилизировавший своё финансовое положение и ставший более уверенным в своих возможностях планирует выход «Русала», самого крупного в мире алюминиевого холдинга, на гонконгскую биржу.
Дерипаска вырос в казачьем селении на Северном Кавказе, изучал физику в Москве, связан через жену с семьёй первого президента России Бориса Ельцина и имеет репутацию человека строгого и увлечённого работой. Олигарх утверждает, что приложил немало усилий по восстановлению «законности и правопорядка в алюминиевой и автомобильной промышленности» и покончил с «преступным миром, связанным с убийствами», планировавшим поставить эти отрасли под свой контроль в последнее десятилетие прошлого века. «Таковы были 90-е годы, но мы смогли навести порядок», утверждает Дерипаска. При этом он отрицает какую-либо причастность к делу об отмывании денег, по которому его вызывал на допрос в Мадрид судья Национальной судебной палаты Испании Фернандо Андреу. Об Испании у него сохранились не самые лучшие воспоминания. «Там слишком много медуз», воскликнул он во время интервью в полночь, окружённый картами матушки-России в штаб-квартире «Базового Элемента» в Москве.
Вопрос: Как повлиял на Вас кризис?
Ответ: Вместо роста в России произошло падение производства, и нам пришлось заморозить и резко сократить многие программы и инвестиции, планировавшиеся нами в зависимости от экономического роста, в автомобильной промышленности, металлургии и строительстве. Потому что наше производство превышало спрос в конце 2008 года и начале 2009. Сейчас положение стабилизировалось. Мы сократили расходы, снизили цены и чувствуем себя достаточно уверенно.
- Сколько времени продлится кризис?
- Как минимум три года. Кризис изменил всё и в первую очередь англосаксонскую модель потребления. Люди будут по-другому рассчитывать свои расходы, квадратные метры жилплощади, количество автомобилей. Западный мир станет другим через семь лет.
- Достигла ли своего дна безработица в России?
- Я думаю, что безработица будет продолжать расти в течение как минимум полугода. Это оптимистичный прогноз, основанный на стабилизации производства. Но дело, вроде бы, к тому и идёт. Эффективные предприятия, способные противостоять превратностям кризиса, уже разработали жизнеспособную модель.
- На Вашем предприятии в Пикалёво в Ленинградской области, выпускающем материалы для производства цемента, в своём кабинете заперли профсоюзную активистку, чтобы не дать ей возможности задать неудобные вопросы председателю правительства Владимиру Путину, когда он отвечал на вопросы телезрителей в прямом эфире. На каком основании?
- [Звонит по телефону, вероятно, чтобы выяснить]. Люди склонны всё упрощать и думают, что придёт добрый царь и всё за них решит. Я пытаюсь им объяснить, что никто за них ничего решать не будет. Я против коллективных организаций (таких как профсоюзы), потому что считаю, что в наших условиях они снижают ответственность, а люди, вместо того, чтобы взять на себя свою часть ответственности, пытаются использовать эти институты, чтобы переложить её на других. Был очень упрощён переход от социализма к рыночной экономике. В один прекрасный день Егор Гайдар (российский политик и экономист, ответственный за переход к рыночной экономике) одним махом покончил с плановой системой, а взамен ничего нового не создал. То, что тогда казалось простой наивностью, сейчас выглядит как идиотизм. Посмотрите, как делают дела в Китае, как они создают, не разрушая. Когда мы вспоминаем сквозь призму сегодняшнего дня руководителей эпохи девяностых, то понимаем, что ничего создать они не могли и отодвинули людей от вдумчивого анализа и от поиска правильных решений. Я говорю о популистах, о тех, которые, не обладая каким-либо опытом, приходили во власть и разрушали инфраструктуру, создававшуюся до них в течение десятилетий. Переход к рынку был осуществлён бездумно. Вся перестройка, затеянная Горбачёвым и коммунистическими руководителями, была сплошной авантюрой. Сначала им следовало бы изменить экономические отношения, потому что народ сильно пострадал и продолжает страдать до сих пор.
- А разве Борис Ельцин не несёт ответственности?
- Ельцин был строителем, обладавший потрясающим опытом, понимавший страну и то, куда она идёт. Я думаю, что пройдёт лет 10, прежде чем народ поймёт, что он сделал и оценит то, что переходный период прошёл без кровопролития.
- Чем отличается российская экономика от западных?
- Финансовый рынок очень слабый, а высокая стоимость капиталов и кредитных ресурсов тормозит развитие.
- Вы упрекаете российское правительство за то, что оно не инвестирует в инфраструктуру.
- Правительство проводит очень жёсткую бюджетную политику и борется с бюджетным дефицитом. Это ошибочно, поскольку развитие инфраструктуры, строительство дорог, аэропортов, железнодорожных путей, способствовало бы созданию новых рабочих мест и высоким показателям экономического роста. У нас много возможностей привлечь инвестиции в эти отрасли. Все путешествуют, а маршруты между Корей или Японией и Западом весьма протяженны. Следует развивать инфраструктуру на территории России, развивать железные дороги, увеличивать скорость поездов.
- Что Вы думаете о развитии внутренней миграции с целью снижения безработицы в России?
- Я это приветствую, но сначала надо построить. У нас нет движения между регионами, поскольку отсутствует свободное жильё, и, соответственно, люди не могут переезжать из одного региона в другой. Сначала необходимо стимулировать строительство жилья, особенно там, где не хватает рабочих рук. Мы построили новый промышленный комплекс в Богушане (Сибирь), где работой можно обеспечить десятки тысяч людей, и через 1 2 лет у нас будет новый город на 70.000 жителей. Это сложный проект, предусматривающий капиталовложения на сумму свыше 12 миллиардов долларов. Во Франции или Испании это было бы проще.
- Представляют ли китайцы опасность демографической экспансии для Сибири?
- Китайцы любят юг. Сибирские морозы их не привлекают.
- Тормозит ли коррупция экономическое развитие России?
- Коррупцию нельзя победить только словами. Необходимо улучшить качество государственных чиновников, воспитывать кадровых чиновников, сделать так, чтобы люди могли занимать руководящие должности на конкурсной основе. Наилучшей в этой области является французская система. Совместно с Московским Университетом, Академией Наук и Национальной Школой Управления Франции мы основали школу, занимающуюся подготовкой руководящих кадров для нашей страны. Во главе угла должна быть ответственность и моральная система обязанностей. Никакая карательная система не даст положительных результатов. Нужно время. Невозможно победить коррупцию в течение одного-двух лет, проведя соответствующую кампанию. Кроме того, для борьбы с коррупцией следовало бы перенести столицу в Екатеринбург или Новосибирск. Пётру I пришлось бежать из Москвы, потому что расходы бюрократов даже в его эпоху были тяжкой обузой, мешавшей развитию.
- До кризиса вы активно скупали активы за границей. Намерены ли Вы пересмотреть свою стратегию?
- Для ускорения темпов развития нам нужны доступ к технологиям и партнёрские отношения с западными компаниями. Всё то, что мы делаем, мы делаем для России. Наши инвестиции за рубежом направлены на решение внутренних проблем. Как промышленная группа мы можем развиваться в течение ста лет, не выходя за пределы России.
- Какие качества Вы цените во Владимире Путине и в президенте России Дмитрии Медведеве?
- Путин стремится к достижению поставленных целей и напряженно работает. Медведева я знаю меньше, но будет весьма упрощённым думать, что Медведев и Путин указывают нам, что делать. Наша страна значительно более свободная, чем другие развитые демократии. Если хочешь, отправляйся завоёвывать Сибирь, работай, самореализуйся.
- Состоите ли Вы в какой-нибудь политической партии?
- Нет. Если я захочу что-либо изменить, то сделаю это без политической партии.
- У российских олигархов существуют какие-то общие черты?
- Я вырос в селении на юге России, мои преподаватели привили мне любовь к математике, физике, литературе, научили меня думать и развиваться. Я поступил в университет, отслужил в армии. Ходорковский (бывший руководитель нефтяной компании Юкос, в настоящее время находящийся в заключении), например, в армии не служил, и я хотел бы знать, почему. И успеваемость у него была не самой лучшей. Когда я вернулся с воинской службы, мне сказали, что возможности финансировать мои фундаментальные исследования нет, и чтобы я сам изыскивал средства.
Олигарх - это человек, который использует институты власти. Я же только помогаю государственным организациям и ничего у них не прошу. Если нужно решить проблемы на заводе или развивать какой-либо регион, я это делаю. Единственное, чего я хочу, это, чтобы страна развивалась, и чем быстрее, тем лучше, поскольку народ понимает, что жизнь со времен распада СССР ухудшилась, но это связано с самими людьми, потому что они до сих пор живут в патерналистском мире, в ожидании манны небесной.
Для западной прессы единым показателем статуса олигарха являются виллы и яхты, однако, есть люди, которые работали, и есть те, кто, будучи членом Комсомола, нашел поддержку доброго дяди, который подарил ему все. Пресса не делает различий между теми, кто работает по 20 часов в сутки и пытается создать что-то, и теми, кто получил все готовенькое.
- Говорят, что Вам нравится японская философия.
- Мне нравится японский взгляд на жизнь и их постоянное стремление к совершенству. Американская модель базируется на стремлении к заработку любой ценой, Россия - христианская страна, которую танками переехал коммунизм. В ХХ в. моя страна потеряла почти 80 млн. человек, самых активных представителей нации, однако через 20 лет после падения коммунистической системы и до сих пор России постоянно предъявляют претензии. Время покажет, сможет ли Россия найти саму себя, и это зависит по большей части от экономического успеха и от скорости, с которой мы сможем создать условия для достойной жизни.