МОСКВА. В заснеженных снегах северного Подмосковья ученые десятилетиями ведут активные исследования, пытаясь подчинить своей воле погоду. Они занимаются этим с тех пор, как советский диктатор Иосиф Сталин после бед и страданий Второй мировой войны основал обсерваторию, которая пытается устранять климатические неудобства.
За это время ученые занимались многими делами: они рассеивали туманы, разгоняли радиоактивные выбросы Чернобыля и вызывали дожди - достаточно мощные, чтобы утопить в них не родившуюся еще саранчу, угрожавшую далеким лугам и пастбищам на северо-востоке страны.
А сейчас они намерены вступить в битву с самой неотвратимой и самой символической силой русской зимы - со снегом.
Московские власти во главе с влиятельным и не первый год занимающим свой пост мэром Юрием Лужковым дали понять, что очищать улицы столицы от снега просто слишком дорого. Вместо этого они рассматривают план по рассеиванию облаков при помощи жидкого азота или сухого льда, чтобы сильные снегопады обходили городские границы стороной.
Слухи об этом предложении потрясли Москву, когда в столицу пришли первые темные и снежные дни. Они также вызвали возмущение в Московской области, которой придется принять на себя всю тяжесть удара снежной стихии, и усилили беспокойство в рядах экологов.
"Я очень удивлен, потому что [мэр] даже не спросил нас, - говорит Алексей Яблоков, который входит в состав экологического совета мэрии и высказывает опасения по поводу данного предложения, в том числе, относительно его экологических последствий и воздействия на подмосковные села, - мы даже ни разу не обсуждали его".
Городские власти говорят о том, что решение они пока не приняли. Но ученые из Центральной аэрологической обсерватории заявляют, что ведут активные переговоры с городской администрацией и надеются, что план по рассеиванию облаков будет утвержден.
Город наткнулся на блестящую идею, считают ученые. Борясь с неловким ощущением того, что значимость и важность их обсерватории по сравнению с зенитом славы советского периода пошла на убыль, исследователи полны желания применить на практике многие имеющиеся у них технологии.
Они уже разгоняют облака с политической целью, дважды в год расчищая небо над Москвой в дни патриотических праздников, чтобы торжества проходили под ярким светом солнца.
В России в дни парадов дождей не бывает - потому что российское правительство этого не разрешает.
"День Победы для нас это самый священный праздник, - говорит исполняющий обязанности руководителя отдела по разгону облаков Баграт Даниелян, - когда ветераны выходят на улицы Москвы праздновать, мы создаем для них хорошую погоду".
Все, что нужно, говорит он, это мешки с цементом, точнее, с цементом марки 500. Достаточно высыпать его на облака, и они исчезнут.
Советские ученые научились разгонять облака 40 лет назад совершенно случайно. Они летали над облаками и посыпали их синей порошковой краской для ведения наблюдений. Но под воздействием порошка облака рассеялись.
Даниелян - 56-летний темноволосый солидный мужчина с радушной улыбкой. Он родился в армянской семье в советской Грузии и изучал физику в Тбилисском государственном университете. В 1979 году он переехал в Москву для работы в обсерватории и работает здесь до сих пор.
Он тоскует по советской эпохе смелых экспериментов. В те дни, когда Даниелян был моложе, а финансирование обильнее, его посылали изучать облака во Вьетнам, Сирию и на Кубу. Он влетал на турбовинтовых самолетах в зоны ураганов, его швыряло в воздушных потоках, он пережил не один удар молнии.
"Интереснее профессии не найти, - с энтузиазмом говорит он, - это ни с чем не сравнится. Ты просто плаваешь в собственном адреналине".
Во вмешательстве в погоду есть нечто божественное. Кое-кто говорит, что именно потребность в объяснении капризов погоды вдохновила людей в древние времена на создание языческих богов, и до сих пор у нас есть врожденное чувство беспомощности перед силами природы.
Во многих странах мира исследования погоды и облаков сосредоточены на предотвращении градов, торнадо, засух и прочих природных катаклизмов. И Россия не единственная страна, силами науки стремящаяся создать солнечное небо в дни государственных торжеств. В Пекине облака разгоняли во время олимпийских церемоний и прочих праздников.
Но есть некое равнодушие в том, как русские относятся к рассеиванию облаков. У людей, привыкших к демонстрации великодержавной мощи, попытки изменить погоду не вызывают особого интереса.
"Действительно, здесь отношение более положительное, - говорит старший научный сотрудник обсерватории Александр Азаров, - когда наступает засуха, всякий будет молиться Богу о дожде".
Ученые утверждают, что рассеивание облаков осуществляется умеренно и аккуратно.
"Нельзя переступать грань, за которой начнется глобальное изменение погоды, - говорит Даниелян, - мы очень внимательно следим за этой гранью".
Но несмотря на все их усилия иногда природа берет верх. А однажды верх взяло земное притяжение.
Когда в прошлом году российские военные летчики изгоняли из города тучи накануне торжеств по случаю Дня независимости, кусок цемента не рассыпался в облаках, а упал на землю, пробив крышу подмосковного дома.
Военные предложили компенсацию в размере 2000 долларов, но хозяйка дома обиделась и сообщила репортерам, что через суд потребует возмещения "морального ущерба".
Москвичи вряд ли согласятся полностью отказаться от снега. Мерцание белых снежинок на фоне неба в долгие и темные зимние месяцы - это одна из немногих повторяющихся ежегодно радостей для жителей столицы. Снег превращает город в одну большую площадку для детских игр и развлечений; а снежный покров, пусть даже недолговечный, украшает унылые дни сверкающим покрывалом.
Но мэр Лужков готов поставить заглушку на особо сильные снегопады, на борьбу с которыми обычно выходят батальоны снегоуборочной техники в сопровождении армий дворников с лопатами и ледорубами наперевес.
Городские власти считают, что благодаря разгону облаков они смогут сэкономить 13 с лишним миллионов долларов.
"В кино снег на фоне собора Василия Блаженного выглядит замечательно, - говорит Азаров, - но этот снег влетает в копеечку московским властям".