Китай даёт понять, что не одобряет настойчивых попыток США и Европы добиться введения в отношении Ирана усиленных санкций ООН, так как считает нужным дать переговорам, нацеленным на прекращение Ираном работы над созданием ядерного оружия, ещё один шанс.
"Мы просим выделить дополнительное время и приложить дополнительные усилия, чтобы попытаться прийти к какому-либо прорыву", — сказал во вчерашнем интервью представитель Китая в ООН до делам Совета безопасности и политическим вопросам Ла Ифань. — "Дверь дипломатических переговоров ещё не захлопнулась. Мы должны сосредоточить усилия на выходе из тупика".
Позиция Ла Ифаня символизирует те трудности, на которые, скорее всего, натолкнутся США, Великобритания, Франция и Германия в январе, когда попытаются добиться ужесточения санкций ООН. Администрация Обамы назначила крайним сроком 31 декабря, а недавно посланник Франции в ООН заявил, что смысла задерживать начало кампании за ужесточение санкций нет.
США и их европейские союзники подозревают, что процесс обогащения урана в Иране является частью их плана по созданию ядерного оружия.
Китай наряду с США, Францией, Великобританией и Россией является одним из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН, в который входят всего пятнадцать стран. Эти пять стран, имеющих в Совбезе право вето, совместно с Германией пытались убедить Иран свернуть свой атомный проект, а в октябре на встрече, состоявшейся в Женеве, предложили Ирану самим обогатить уран для реактора, на котором производятся изотопы для применения в радиационной медицине.
Иранское правительство так и не дало официального ответа на это предложение, которое США позиционировали как шаг в направлении создания атмосферы доверия. Иранская сторона настаивает, что обогащением урана занимается исключительно в мирных целях.
"Трудный клиент"
"Безусловно, Китай окажется самым трудным клиентом", — сказал, давая интервью по телефону, старший аналитик консалтинговой фирмы Eurasia Group Клифф Купчан (Cliff Kupchan). — "Их позиция — по крайней мере, на словах — более проблематична для нас, чем позиция России, так что китайцев придётся хорошенько проверить, прежде чем санкции начнут действовать".
Китай и Россия противодействовали большей части резолюций ООН, в которых говорилось о санкциях, но трижды голосовали за карательные меры против Ирана, когда он игнорировал требования о прекращении обогащения урана. Эти резолюции запрещают Ирану совершать финансовые транзакции, вводят эмбарго на поставки ему оружия и запрещают выезд за границу официальным лицам, деятельность которых связана с атомным и ракетным проектами.
"Между Россией и Китаем намечается раскол", — заявил Купчан. — "Моя интуиция говорит мне, что именно Россия станет ключом к сделке".
Позиция Ирана
Ла Ифань сослался на сделанное министром иностранных дел Ирана Манушехром Моттаки на прошлой неделе заявление, в котором он не исключал, что Иран может согласиться обменять на иностранной территории обогащённый уран на топливо для реактора. Моттаки тогда отвечал на сделанное Ирану предложение отправить 1200 килограммов низкообогащённого урана в Россию, а затем во Францию с целью переработки его в топливо для реактора и получения гарантий, что оно не будет превращено в начинку для боеголовок.
"В недавних заявлениях иранских властей мы видим некую устойчивую готовность провести обмен", — сказал сорокатрёхлетний Ла Ифань. — "Что касается места проведения сделки и её деталей, то эти вопросы следует решать путём дискуссий".
Европейские государства предлагают ввести против Ирана такие санкции, которые бы ещё сильнее повредили его атомному проекту и его финансовой системе, как заявил вчера министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер (Bernard Kouchner). Санкции не должны повлиять на топливную отрасль страны, так как это негативно скажется на жизни людей в стране и будет "контрпродуктивно", как выразился Кушнер, общаясь с журналистами в Париже.
На прошлой неделе палата представителей США проголосовала в пользу оказания давления на компании, поставляющие Ирану бензин. Иран зависит от импорта бензина, так как его возможности очищать нефть в стране ограничены.
Администрация Обамы
Правительство США готово дать ход санкциям, но также готово и дать Ирану срок до конца года, чтобы отреагировать на предложение провести обогащение урана за пределами страны, о чём также сообщил Кушнер.
"Русские уже с нами, китайцы потом тоже согласятся", — заявил Кушнер, в то же время критикуя китайские компании за то, что те продолжают подписывать коммерческие и промышленные контракты с Ираном.
На вопрос о делаемых Западом заявлениях, свидетельствующих о том, что у него кончается терпение, Ла Ифань ответил, что это "печально", и выразил надежду, что дебаты "не разгорятся до той степени, после которой они превратятся в пожар".
27 ноября Международное агентство по атомной энергетике при ООН осудило Иран за сокрытие обогатительного завода. И США, и Россия, и Китай, и Франция, и Великобритания проголосовали "за".
Судан и Мьянма
Ла Ифань выразил одобрение деятельностью администрации Обамы на дипломатической ниве как в отношении Ирана, так и в отношении конфликтов вокруг Северной Кореи, Судана и Мьянмы.
К Северной Корее "администрация Обамы применяет правильный подход" , — заявил Ла Ифань, добавив к этому, что недавняя поездка американского посланника Стивена Босуорта (Stephen Bosworth) в Северную Корею была "крайне полезной".
США работают с Китаем, Россией, Японией и Южной Кореей, пытаясь убедить Северную Корею отказаться от ядерных вооружений. Северная Корея уже обязалась возобновить переговоры в шестистороннем формате.
По словам Ла Ифаня, попытки Обамы начать диалог с Суданом по поводу конфликта в Дарфуре и с военной хунтой Мьянмы — по поводу преследования политической оппозиции и представителей этнических меньшинств приносят свои плоды. Он уточнил, что расширение участия Совета безопасности в работе с этими странами, однако, не гарантируется.
"Сравнивая ситуацию в Дарфуре сейчас и два года назад, можно видеть значительное улучшение", — сказал он. — "Предлагаю поступить по справедливости и дать им шанс найти решение проблемы".
Также Ла Ифань сказал, что и в ситуации с Мьянмой есть "позитивные признаки", что демократические выборы могут пройти уже в следующем году.