23 декабря 2009 года немецкие власти дали разрешение на строительство вызывающего споры балтийского трубопровода на береговой части, а также в территориальных водах Германии. Как сообщила в понедельник канцелярия федеральной земли Мекленбург-передняя Померания (Mecklenburg-Vorpommern), теперь может начаться строительство этого газопровода протяженностью 1220 километров. Организация по защите окружающей среды Всемирный фонд дикой природы (WWF) потребовала от оператора проекта Nord-Stream полностью ликвидировать ожидаемый в результате строительства ущерб окружающей среде.
Как сообщает министерство экономики, «в самое ближайшее время» следует ожидать согласия со стороны федерального ведомства морского судоходства и гидрографии относительно проведения работ в исключительной экономической зоне Германии. Таким образом, как указано в сообщении министерства, в настоящее время уже получено разрешение всех государств региона Балтийского моря, которые были необходимы для начала строительных работ.
За исключением Германии, все остальные государства, через территориальные воды которых пройдет этот газопровод, уже дали свое согласие. Это Дания, Швеция, Финляндия и Россия. Работы по прокладке трубопровода могут начаться уже в ближайшее время, чтобы, как и запланировано, российский природный газ в конце 2011 года мог бы уже транспортироваться до Грейфсвальда (Greifswald) и уже затем поступать в немецкие и европейские сети, подчеркнул федеральный министр экономики Брюдерле (Bruederle). Он придает большое значение этому трубопроводу и связанной с ним диверсификации маршрутов транспортировки, что обеспечит в будущем безопасность снабжения энергоносителями Европы и Германии. Оцениваемый в миллиарды евро, этот проект находится под руководством российского газового концерна «Газпром».
Фонд охраны дикой природы привлекает юристов
По данным земельной канцелярии Шверина (Schwerin), со строительством трубопровода связаны также значительные инвестиции в этом регионе. Сюда относится строительство компрессорной станции в Лубмине (Lubmin) на берегу залива Грейфсвальдер-Бодден (Greifswalder-Bodden), газового хранилища, завода по изготовлению покрытия для труб в Мукране (Mukran) на острове Рюген (Ruegen), а также создание других ниток трубопровода, идущих на запад (NEL) и на юг (OPAL). Германии осталось только предоставить разрешение федерального ведомства по морскому судоходству и гидрографии относительно права на использование 30-километровой исключительной экономической зоны (AWZ) прежде всего с точки зрения охраны окружающей среды.
Фонд охраны дикой природы собирается подвергнуть основательному анализу это разрешение. По сведениям сотрудников этой организации, пока для береговой зоны Германии в качестве компенсации предусмотрены только 40 процентов от ущерба за вторжения в окружающую среду. Фонд охраны дикой природы опасается, что морское дно только в результате проведения экскаваторных работ для прокладки трассы трубопровода будет существенным образом повреждено, и при этом высвободится большое количество азота и фосфора, что может нанести ущерб экосистеме Балтийского моря.
«Фонд защиты дикой природы может лишь в том случае дать согласие на строительство трубопровода, если сумма причиняемого ущерба и сумма компенсации будут равны», подчеркнул руководитель бюро WWF по Балтийскому морю Йохен Ламп (Jochen Lamp). Запланированный маршрут проходит через несколько природоохранных зон Европейского Союза, в том числе через риф на границе между заливом Грейфсвальдер-Бодден и Балтийским морем.
Трубопровод Nord Stream будет проложен между российский Выборгом и немецким городом Лубмин. По данным российско-немецко-голландского консорциума, являющегося оператором проекта, этот трубопровод будет состоять из двух параллельных ниток, и длинна каждой из них составит 1220 километров. Строительство первой линии трубопровода будет завершено в конце 2011 года, и ее пропускная способность составит около 27,5 миллиарда кубометров природного газа в год. Вторая линия будут построена в 2012 году. Общий объем инвестиций в этот проект составит, по данным оператора Nord Stream, около 7,4 миллиарда евро.