Польша важна для Китая, потому что, будучи членом ЕС, она ведет активную восточную политику, − беседа с генералом Громославом Чемпиньским (Gromosław Czempiński) бывшим руководителем Управления государственной охраны Польши (UOP).
− Господин генерал, могли ли китайские спецслужбы завербовать польского шифровальщика?
− Возможно все. Вопрос только в том, в какой степени мы способны это доказать. Китай ведет разведку в глобальном масштабе и то, что их заинтересовал офицер польской армии выглядит вполне правдоподобно.
− Если информация газеты "Dziennik" правдива, то что нужно от нас китайцам?
− Государство, которое занимается глобальной разведкой, интересуется каждой страной, имеющей какое-либо значение на международной арене, а Польша расположена между двумя военными блоками: НАТО и Россией. Мы играем активную роль в миротворческих миссиях и принимаем участие не только миссиях НАТО, но и ООН. Китай также очень интересуют условия и принципы нашего сотрудничества с нашими западными партнерами. У китайцев есть большое преимущество – огромная диаспора, которая может работать на Пекин. Китайские спецслужбы интересуются каждым соотечественником, живущим за границей, который может быть использован в разведке.
− Для китайских спецслужб преимуществом диаспоры является ее герметичность, проникновение польских служб в эту среду минимально…
− Конечно, польские спецслужбы лишь в минимальной степени проникают в китайскую диаспору. Нужно иметь в руках очень серьезные документы, чтобы склонить китайца к сотрудничеству с иностранной разведкой. Даже если это удается, то и тогда, как и в мусульманских странах, мы не уверены, что он действительно будет на нас работать, так как он может передавать ту информацию, которую ему даст разведка его страны.
− Есть ли у нас технологии, которые хотел бы украсть Китай?
− Разумеется, у нас есть доступ к продвинутым оборонным технологиям. Но для Пекина это не имеет большого значения, у нас нет ничего такого, чего они сами не могли бы быстро купить или получить.
− А гражданские технологии?
− Такие случаи могут быть, но это не самая важная сфера. Польша является важным государством из-за своего расположения, она может стать исходной точкой для экспансии на Запад. Ведь поехать из Польши в страну, которая их интересует гораздо легче, чем из какого-либо другого региона мира.
− В Польше можно создавать фирмы, которая будут прикрытием для китайских спецслужб?
− Да. Тем более что после того как мы вступили в Евросоюз, ведение бизнеса в Польше позволяет беспрепятственно передвигаться по всей Европе. Пока в нашей стране мало китайцев, имеющих польский паспорт, но их число будет увеличиваться. Необходимо отметить, что китайские фирмы настолько гибки и привлекательны, что зачастую выигрывают в конкуренции с европейскими предприятиями. Поэтому положительное отношение к присутствию в Польше фирм из Китая усиливается, они становятся все более востребованными.
− Говорят, что китайская разведка имеет неограниченные финансовые возможности…
− Также как и само государство. Китай сейчас располагает самыми большими финансовыми ресурсами в мире и может, в принципе, позволить себе все. Присутствие китайских денег на мировых рынках было бы еще значительнее, если бы не тот факт, что многие государства сопротивляются этому, препятствуют тому, чтобы их промышленность скупили китайцы. Китай ведет экономическую экспансию в разных регионах мира, так что его разведка должна иметь соответствующие средства на свою деятельность. Спецслужбы должны расширять свою агентурную сеть, которая впоследствии поможет китайскому бизнесу завоевать доминирующую позицию на рынке.
− То есть экспансии предшествует появление группы агентов-специалистов?
− Необходимым анализом занимаются дипломатические службы, экономические представительства, а разведка проверяет, какое значение имеет соответствующая отрасль промышленности с точки зрения интересов Пекина.
− Многие аналитики называют сейчас Китай нашим будущим союзником. Сотрудничество с этим государством могло бы стать попыткой приостановить доминирование России в постсоветской Европе.
− Для Китая мы являемся маленьким государством, но одновременно они замечают, что мы можем доставить России немало хлопот, что, как известно, Китаю на руку. Польша чрезвычайно активна в своей восточной политике и в силу этого обстоятельства она должна оказаться в сфере интересов Пекина. Ведь нас интересует не только Россия, мы, впрочем, как и Китай, ищем нефть в кавказских республиках, а кроме того ведем спор с Россией о поставках нефти и газа. Все это способствует тому, что мы становимся для Пекина важным государством, а, следовательно, вызывающим все больший интерес.
− Тем более что мы можем действовать в двух плоскостях: самостоятельно и посредством ЕС.
− Китай это прекрасно видит. Вполне реален такой сценарий, при котором появляющееся все чаще отсутствие взаимопонимания между Брюсселем и Москвой приведет к отдалению Европейского союза от России. Тогда Кремлю придется искать новых партнеров на востоке – то есть в Китае. Польша как сосед России, а, помимо того, амбициозное и активное государство, снова окажется в центре внимания.
− Каким образом Пекин может использовать нас в своих целях?
− Польша как часть Евросоюза может задавать настроение в интересующих Китай вопросах. У нас очень легко вызвать серьезную, общенародную дискуссию на важную тему. Поскольку мы живем не в изоляции, она в той или иной мере распространяется на всю территорию ЕС. Взять хотя бы дискуссии об энергетической безопасности, единой позиции ЕС по отношению к России. Примеров таких ситуаций множество, и каждая из них может быть разыграна китайскими спецслужбами.
− Вы имеете в виду агентов влияния?
− Нет, достаточно подпитывать развитие в Польше определенных тем, чтобы узнавать о вещах, добыча информации о которых стоила бы очень дорого. Мы бы все очень удивились, насколько на первый взгляд невинные темы могут интересовать власти далекого Пекина. Китайская разведка имеет глобальный охват, поэтому она интересуется и практически каждой сколько-либо значимой персоной в Польше.
− Однако сложность для разведывательных служб Китая представляет культурный и расовый барьер.
− Поэтому им приходится находить способы добраться до интересующих их лиц. Китайский агент не может просто так подойти к политику, бизнесмену или солдату, после первых вопросов каждый поймет, в чем дело. Лучший путь для завязывания контактов – это предпринимательство. Поскольку китайские компании становятся все более гибкими и получают все большее признание, им будет все проще завязать контакты с важнейшими персонами в Польше, это будет выглядеть естественно. В такой ситуации будет значительно сложнее определить, какой подтекст могут иметь такие контакты.
− То есть китайские спецслужбы только начинают свою широкомасштабную деятельность в Польше?
− До настоящего времени мы даже не задумывались об этом, потому что эта перспектива казалась отдаленной. Но ведь мы сами приглашаем китайские компании в Польшу, желая усилить конкурентоспособность нашей экономики. Вместе с этими компаниями приходят и спецслужбы.